Что общего между фольклором и стрит-артом: отвечают современные художники
В художественной галерее «Ростов» в Ростове-на-Дону проходит выставка стрит-арта «Всё это сказки». Увидеть работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ и Иркутска можно до 2 октября. Специально для «Сноба» кураторы, авторы и коллекционеры отвечают на вопрос, как связаны между собой стрит-арт и фольклор
Иван Симонов, современный художник и куратор выставки «Всё это сказки»
Для меня как куратора выставки очень четко выстроилась взаимосвязь между фольклором (в данном случае сказками) и уличным искусством. Стрит-арт-художник создает свои работы без оглядки на мнение окружающих, передает сформированные средой вокруг него смыслы и освещает волнующие его вопросы. В фольклоре же отражены быт, устои и традиции народов. Уличное искусство является ярким отражением окружающей действительности, при этом сама уличная среда постоянно меняется и трансформируется, как какой-нибудь лес из сказки, где все исчезает и появляется снова. Только вместо леса у художников — город, вместо леших и домовых — чикокеры и тои (чикокеры — те, кто сознательно портит чужие работы. Тои — новички в граффити, те, кто не знает правил и плохо рисует. — Прим. ред.), вместо заковыристых заклинаний — теги. А сами художники — то ли главные герои сказки, то ли диковинные звери.
Маруся Симонова, куратор выставки «Всё это сказки» и коллекционер
Меня сильно вдохновляет страсть художников рисовать в сложных, иногда экстремальных условиях: ночью, в плохую погоду, в труднодоступных местах, в подземельях или на стенах каналов, на высоте. Я собираю произведения стрит-арт-художников, графические работы или работы на холстах, и хочу продвигать их творчество в широкие массы.
Составляя такую коллекцию, невозможно быть вне контекста уличной среды, которая достаточно закрыта из-за того, что в ее основе лежат нелегальные действия и нарушения запретов. Так истории о художниках превращаются в мифы.
Фольклор стрит-арта складывается из нескольких слагаемых. Это личные истории самих художников и передаваемые из уст в уста рассказы про столкновения авторов с полицией, другими художниками, обычными прохожими. Это сокровища, то есть сами работы, порой спрятанные в укромных местах, до которых не так просто добраться. И супер-споты на неохраняемых заброшенных объектах — места, где рисуют уличные художники. (Чем больше знаковых и важных авторов работают на том или ином споте, тем он ценнее. — Прим. ред.)
Павел Безор
Связь стрит-арта и фольклора обусловлена тем, что стрит-арт мы создаем здесь, в России. Мы окружены российской действительностью и отражаем ее в наших работах — это и есть создаваемый нами фольклор. Фольклор — это же народное творчество. Стрит-арт — если он создан на основе того, что окружает художника, того, что он видит, что на него влияет, в какие музеи он ходит, — тесно связан с фольклором и народным творчеством. Каждый автор сам придумывает свои мифы, создает свой мир. Я, например, рисую одинаковую бабочку в разных сюжетах, в разных работах — это и есть мое мифотворчество. Мой узнаваемый персонаж.
Лена Лисица
Любая попытка связать стрит-арт и фольклор, даже в контексте «народной мудрости» (от английского folk-lore — «народная мудрость». — Прим. ред.), станет «натягиванием совы на глобус». Если мы обратимся к достаточно новым понятиям: «городской фольклор», «детский фольклор», «школьный фольклор», то увидим, что их связь с уличным искусством будет обусловлена только личным интересом художника к фольклору. Такой интерес, как правило, увы, поверхностный. Не многие из мира уличных художников слышали имя фольклориста Неонилы Артемовны Криничной. Поэтому я бы не пыталась притянуть одно к другому, а просто наслаждалась бы тем фактом, что в этом направлении художники тоже работают.
Я бы скорее связала стрит-арт не с фольклором, а с мифотворчеством. Создание новых городских персонажей и легенд — это то, чем занят и граффитист, и райтер (граффити-художник. — Прим. ред.). Невольное сотворение легенды из собственной личности или разработка вездесущего персонажа, который появляется на объектах в разных частях города. Уличные художники — создатели городской легенды.
Кирилл Опер (Bomse)
Стрит-арт и фольклор — две формы выражения, между которыми на первый взгляд нет никакой связи. Но если присмотреться, можно обнаружить некоторые параллели и влияние фольклора на формирование стрит-арта.
Первая и очевидная связь — способ передачи историй и легенд. Фольклор передавался из уст в уста, а стрит-артисты, рассказывая свои истории, запечатлевают их на улицах и городских стенах.
Вторая связь между стрит-артом и фольклором — роль в формировании идентичности и самоопределения. Фольклор передает ценности, традиции и идеи определенной культуры. Стрит-арт есть пространство и метод для самовыражения и выражения мнений молодых художников и активистов. Он может отражать некоторые особенности и культурные характеристики места, где он появляется, и служить «голосом улиц».
Третий аспект — это идея доступности и общности. Подобно фольклору, стрит-арт обычно доступен для всех. Он не ограничивается никакими рамками и стандартами, что позволяет людям насладиться или, наоборот, почувствовать отвращение и как результат взаимодействовать с искусством.
Тема Sinyak
Человек всегда был склонен к «вандализму». Первые рисунки на стенах пещер — это изображение животных и сцен охоты. Но человек пошел дальше в своем творчестве и начал создавать и придумывать то, что выходит за рамки восприятия и простой фиксации реальности. При этом у сказочных героев, персонажей анекдотов были реальные прототипы. Пословицы и поговорки несут в себе частицу мировосприятия того времени, когда они появились. Также и стрит-арт эволюционировал из изначальной фиксации «здесь я был_а и оставил_а тут узор и свое имя» до визуальных размышлений на различные темы.
Илья Атом
На мой взгляд, стрит-арт как раз и является отражением современного фольклора, попытками урбанистического мифотворчества. Располагаясь на уличных объектах и подчеркивая часть архитектурного ландшафта, стрит-арт становится порталом в современные фантазии и мифы.
Оксана Мухортикова, коллекционер и консультант по современному искусству
Проект в Ростове навел меня на мысли о том, что уличные художники действительно являются своего рода современными сказителями. Некоторые работают с текущей повесткой и отражают мысли и настроение своего поколения. Их муралы, скульптуры, объекты, принты рассказывают и расскажут в будущем о нас сегодняшних. Здесь вспоминаются Иван Симонов, Владимир Абих, Сергей Овсейкин (Zuk Club), Слава PRTK, Тимофей Радя — список может быть бесконечным.
Другие художники обращаются к истории, традициям, очень аккуратно вплетая личное высказывание в общий культурный контекст. Работы Владимира Чернышева, например принт из серии «Камень», представленный на выставке, для меня говорит про коды и символы, которые, казалось, были задолго до нас и нас переживут.
И еще одна большая группа художников, которые создают собственную мифологию, отдельные миры и населяют их своими персонажами: Ксюша Ласточка, Максим Трулов и Иван Серый (группировка Your Mum’s Knight), большой фанаткой которых я являюсь. В моей коллекции есть персонаж, который придумала Ксюша, выполненный из керамики, нарисованный на листе бумаги, — и, я надеюсь, к ним добавится новый герой на холсте. Из подобных художников еще хочется вспомнить Turben, Пашу Безора, Сашу Blot, Андрея Оленева, Вову Nootk, Алексея Луку.