Силовики в Дагестане стали практиковать новые способы профучета – "Мемориал"
Так, по данным правозащитников, полицейские приходят домой к поставленным на учет под видом переписи населения или требуют от людей отправлять им фотографии мест проживания. По мнению "Мемориала", это делается, чтобы людям, подвергнутым профучету и пытающимся его оспаривать, было сложнее фиксировать преследования.
В частности, правозащитникам известно о постановке на учет в 2003 году прихожан мечети "Тангъим" в Махачкале, около 20 жителей Бабаюртовского района, исповедующих салафитское течение ислама и общавшихся с получающим исламское образование в Египте односельчанином, и жительниц Махачкалы и Каспийска – из-за ношения никаба.
Житель Дагестана Вазир Базанаев, стоящий на профучете с 2013 года, хотя никаких преступлений он не совершал, рассказал "Мемориалу" о звонке из ГУ МВД по Москве, который он получил, находясь на лечении в Москве в мае этого года. По словам Базанаева, звонивший спрашивал о местонахождении Базанаева, чтобы провести с ним "профилактическую беседу".
Одновременно издание "Кавказский узел" рассказало о практике профучета в Дагестане в отношении вдовы убитого в Чечне Ислама Магомедова. Мать Магомедова рассказала журналистам, что о постановке на профучет ее невестка знает со слов полицейских. По словам женщины, силовики "приходят к нам домой, спрашивают, где она. Требуют, чтобы она явилась домой, расписаться, что она находится дома, а не переехала жить в другое место. Потом ее забирают в отделение и там продолжают задавать разные вопросы". "Мне неприятно, я не знаю, почему уже семь лет нахожусь в этом списке и отвечаю на одни и те же вопросы", – добавила вдова Магомедова.
По версии силовиков, Магомедов и еще семь жителей Дагестана осенью 2016 года готовили теракт в Чечне и были убиты в перестрелке, их родственники же утверждают, что они были похищены и затем убиты.
Власти Дагестана с 2017 г. утверждают, что профилактический учет в республике отменен, однако фактически эта практика продолжается. Сейчас она применяется не так широко, как несколько лет назад, когда, по данным правозащитников, на профучете состояло до 20 тысяч человек, причем такая массовость была характерна только для Дагестана.
Ранее сайт Кавказ.Реалии подробно рассказывал о деле бывшего сотрудника ФСБ Рамазана Наждуева. Наждуев считает, что его поставили на профучет из-за посещения мечети "Тангъим", куда он ходил, чтобы имам рассудил его имущественный спор с другим жителем Дагестана. При этом он утверждает, что ранее эту мечеть не посещал. В декабре прошлого года кассационный суд отказал Наждуеву в удовлетворении жалобы на отказы нижестоящих судов признать незаконными действия сотрудников полиции по постановке его на профучет по категории "экстремист".