Юдашкин и Зайцев: какими были отношения двух мэтров и почему они "русские Версаче и Армани"
"Я помню, как пришёл к нему учиться в Дом моды на проспекте Мира. Это было просто незабываемо, каждая встреча и все годы, проведённые рядом с ним..." Эти слова были написаны в телеграм-канале Валентина Юдашкина 30 апреля, сразу после смерти Вячеслава Зайцева. Прошло всего два дня – и он ушёл из жизни вслед за учителем.
– Валентин Абрамович получил среднее специальное образование в области косметики и грима, а затем работал парикмахером в Доме моды Славы Зайцева. Но, начав с конца 80-х работать самостоятельно, очень быстро продвинулся вперёд, – рассказывает Metro знавший обоих мэтров историк моды Александр Васильев.
По его словам, Юдашкин с момента своего первого показа – платьев в форме яиц Фаберже – захватил публику:
– Он создавал женщин стройными, утянутыми в корсет. В длинных платьях, вышитых стразами, пайетками, блёстками, как правило, из тюля. И он очень любил роскошь, богатство. Его клиентки были роскошные, богатые, молодые леди, в основном представительницы 90-х годов. Потому что его всплеск таланта приходится именно на то время.
После успеха к нему от Зайцева стали переходить клиентки. Самой знаменитой из них была Алла Пугачёва, для которой Зайцев придумал её знаменитый балахон.
– Переживал ли после этого "разрыва" Вячеслав Михайлович? Наверное, переживал, – рассуждает Васильев. – Валентин Абрамович был более современным, более модерновым. И он, конечно, побеждал финансово. Но у каждого кутюрье своё время. И они оба были дизайнерами 20-го века, не 21-го.
– Вячеслав Михайлович по-разному относился к Юдашкину, – вспоминает бывший пиар-директор Зайцева Кира Буренина. – В одних интервью он его хвалил, говорил: "Валя хороший мальчик, состоялся как модельер". В других почему-то критиковал. Но между собой они общались тепло и по-дружески. По словам Бурениной, Юдашкин был очень эмоциональным, но неконфликтным человеком и он до конца жизни не сказал ни одного плохого слова в адрес старшего коллеги.
– Их отношения я бы назвал "конкуренцией при взаимном уважении", – резюмирует Васильев. – В Италии тоже конкурировали Версаче и Армани. Армани, конечно, ещё жив, но Юдашкина и Зайцева можно отчасти сравнить с ними.
Теперь российская мода осталась без патриархов, сожалеет Александр Васильев:
– Сейчас самыми популярными дизайнерами России остаются три женщины из Москвы – Юлия Янина, Ульяна Сергеенко, Алёна Ахмадуллина – и две из Петербурга – Татьяна Парфёнова и Татьяна Котегова. Последняя стала вдруг патриархом российской моды, потому что ей за 80. Чем они похожи на Зайцева и Юдашкина? Продуктивностью. Дизайнеров в нашей стране около 1000 человек, но почти никто не имеет продаж, тем более за границей. А они продуктивные и известные. И их работы вызывают резонанс.