«Таблиги Джамаат»*: «приёмная терроризма» перешагнула вековой юбилей
В 2023 году запрещённое в России международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», исходя из сведений его последователей, являющееся одним из крупнейших в мире, численностью адептов около 100 млн человек, отмечает ни много ни мало, а столетний юбилей.
Необходимо напомнить, что «Таблиги Джамаат» позиционируют себя как мирное аполитичное движение, занимающееся исключительно призывом (даават) к исламу и проповедями.
Однако, чем больше адепты этого объединения настаивают на чистоте своих помыслов и святости, тем больше вокруг него негативной шумихи, связанной с организацией террористических актов с большим количеством невинных жертв, а также с нечистоплотными финансовыми махинациями.
По данным французских спецслужб, до 80% радикалов вышли из рядов таблиговцев, и их опасность заключается в том, что данное движение часто используется в качестве прикрытия разнообразными преступными военизированными организациями и криминальными группировками, представляя собой ключевой инструмент, интегрирующий все экстремистские группы.
Согласно информации других западных разведок, «Таблиги Джамаат» на самом деле являются не террористической группировкой, а «всего лишь» служит «приёмной терроризма». Ее последователи проникают в мечети и школы изучения Корана, чтобы радикализировать местных мусульман и превращать их в боевиков для отправки на театр военных действий, при этом сами они не совершают никаких террористических актов.
В отличие от стран Запада, в России и в странах Центральной Азии, где за последнее время прокатилась целая череда громких арестов с жесточайшей ликвидацией ячеек этой экстремистской секты, таблигов считают «волками в овечьей шкуре».
По данным спецслужб вышеназванных стран, они занимаются поиском новых последователей посредством мощной кампании прозелитизма, распространением пропагандистских материалов среди исламских общин, управлением тренировочными лагерями для новобранцев.
В результате их столь «бурной» агрессивной деятельности, в частности, только по России было вскрыто сразу несколько ячеек: в прошлом году в Москве задержан адепт, обвиняемый в создании отделения, содействии и пропаганде терроризма; в 2021 году в Иваново – «неистовый» участник религиозных обрядов; в 2020 году опять в столице – семь исламистов, которые занимались вербовкой новых адептов и пропагандой экстремистской идеологии, а также в Волгоградской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областях арестовали членов группировки.
Или, например, в Алматы в середине прошлого года был пойман за педофилию совершивший зверскую серию изнасилований детей приверженец этого деструктивного религиозного течения, находящийся в республиканском розыске и длительное время скрывавшийся в Турции и Кыргызстане. Но вышеописанный, пусть и крайне мерзкий, эпизод является лишь верхушкой «айсберга»…
Известно, что именно яркие представители двух экстремистских ячеек «Таблиги Джамаат» принимали самое активное участие в массовых беспорядках в Казахстане во время кровавого января 2022 года, повергшего страну в пучину страданий и скорби. В результате радикалы были задержаны по подозрению в совершении массовых противоправных акций, руководстве и участии в экстремистской организации и привлечении к ее деятельности. При обысках у них были обнаружены и изъяты огнестрельное оружие, травматические и светошумовые гранаты, патроны, запрещенная религиозная литература и иные вещественные доказательства.
Что интересно: лидер одной из ячеек, являющийся иностранным гражданином и имеющий связь с террористическими группировками за рубежом, целенаправленно прибыл в Казахстан для подготовки массовых противоправных акций и нападений на органы власти и силовые структуры.
Некоторые участники этого апокалипсиса потом вспоминали, что среди самых агрессивных демонстрантов встречались люди, которые не говорили ни на казахском, ни на русском языке, но отчетливо звучала речь представителей Сирии или Афганистана. В итоге «сирийский сценарий» радикалов чуть было не реализовался в Казахстане.
Тем не менее, по некоторым данным, в стране по-прежнему проживает свыше 20 тыс. последователей деструктивных религиозных идеологий, а около 300 казахстанцев прошли подготовку в теологических учебных заведениях в Египте и Саудовской Аравии.
Следует также отметить, что в большинстве массмедийных источников не очень корректно указывается, что в январских погромах в Казахстане принимали участие представители «Таблиги Джамаат». Между тем необходимо подчеркнуть, что устроителями сего адского действа явилось крыло «Таблиги Джамаат» под названием «Йакын Инкар» («полное отрицание»), которое сейчас выходит на первый план и начинает представлять основную террористическую угрозу для мирного населения.
Причём члены «Йакын Инкар», не стесняясь, откровенно заявили правоохранительным органам, что целью их объединения является создание «халифата» в отдельно взятой стране, в том числе на территории Казахстана, что предполагает насильственное изменение конституционного строя и нарушение суверенитета. Они категорически отрицают право на существование иных религий, предрекая неизбежное столкновение с ними, что явно подпадает под понятие «религиозного экстремизма».
К слову, приверженцев именно этого крыла «Таблиги Джамаат» посадили четыре года назад за экстремистскую деятельность на территории Казахстана.
Как, собственно, 31 марта этого года в Кыргызстане в ходе проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий был также задержан ряд лиц, ведущих оголтелую пропаганду экстремистской идеологии, все того же «Йакын-Инкар». В рамках уголовного дела проведены соответствующие следственные действия и изъяты книги религиозного содержания, диски, тетради с конспектами.
Примечательно, что в Кыргызстане крыло «Таблиги Джамаат» – «Йакын Инкар» ещё в 2017 году признано экстремистской организацией, в то время как сама организация до сих пор не запрещена, несмотря на все негодование общественности и виднейших политиков.
К слову, объединение «Таблиги Джамаат» официально запрещено и признано экстремистским в Таджикистане в 2006 году, России и Узбекистане – в 2009 году и в Казахстане в 2013 году.
Тем не менее в Кыргызстане данная радикальная секта продолжает процветать, привлекая в свои ряды все новых и новых представителей местной элиты – государственных служащих, народных избранников и даже сотрудников силовых структур. Число адептов в стране уже насчитывает около 20 тыс. человек.
Более того, для совершения даавата многие приезжают специально из соседних государств – Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. А из Пакистана уже направляются целые чартерные рейсы из Лахора – штаб-квартиры «Таблиги Джамаат»: только за 1-1,5 месяца в 2021 году прилетело 12 тыс. «бородатых» боеспособных пакистанцев в возрасте от 25 до 35 лет, способных на агрессивные военные и диверсионные действия.
Таким образом, Кыргызстан по-прежнему традиционно воспринимается в качестве транзитной зоны для разнообразных радикалов, поскольку относится к ним абсолютно лояльно, не принимая в расчет, что является членом ШОС, то есть той организации, которая основывается на борьбе с тремя «силами зла»: экстремизмом, сепаратизмом и радикализмом.
Конечно, в стране предпринимаются некие превентивные меры: например, президент Садыр Жапаров подписал указ «О введении в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предмета «История развития религий»».
Подобное решение лидера страны обосновывается резким осложнением в последние годы социально-политической ситуации из-за роста религиозного экстремизма и радикализма как во всем мире, так и в регионе Центральной Азии. Данная тенденция влечет за собой опасность распространения насилия и экстремистской деятельности, угрожающей национальной безопасности государства. Поэтому необходимо, не отождествляя религиозный экстремизм и терроризм с религией в целом, противодействовать ее радикальным формам.
При этом важно понимать: шаг властей КР – это капля в море и странам Центральной Азии и России необходимо против «Таблиги Джамаат» действовать сообща, опираясь на такие организации, как ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и ШОС.
Марат Нургожаев, по материалам: Ритм Евразии
* – запрещена в России