Константин Коровин: Искусство должно давать радость и счастье
А кровь в его жилах текла горячая, требующая сиюминутного воплощения нахлынувших впечатлений от быстротекущей и изменяющейся жизни.
Константин Коровин был родом из московской купеческой семьи, издавна занимавшейся прибыльным ямским делом. Ямщиком был прадед, дед держал в Москве ямской двор, а отец уже учился в Московском университете. Мать будущего художника была тоже из богатой купеческой семьи и тоже образована и музыкальна. Отец и мать Константина хорошо рисовали сами и всячески поощряли способности и любовь сына к рисованию.
Уже в 14 лет Константин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении, сулившем хорошие перспективы. Однако уже на втором году обучения Костя увлёкся живописью, подружился с И. Левитаном и стал посещать пейзажную мастерскую А. Саврасова.
Юный Коровин был яркой личностью: он был очень свободен в проявлении своих эмоций, отличался самостоятельностью и уверенностью в себе и своём таланте. Именно такие качества всегда ценил в своих учениках А. Саврасов.
Картина молодого художника, представленная на первой ученической выставке, называлась «Весна». Критик обозреватель писал о ней:
«Мимо этой картины не пройдёшь; над этой картиной не заплачешь, не засмеёшься, а задумаешься».
Знаменитый художник М. Нестеров, товарищ молодого Коровина, писал в своих мемуарах «Давние дни»:
«Кто не знал Костю Коровина, этого причудливого, капризного, красивого юношу?.. Он был общий баловень. Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам, … причём, всегда за него кто-нибудь просил: „Поставьте ему три, он так талантлив! “ Баловали его товарищи и училищные барышни, души не чаявшие в этом юном Дон-Жане…. Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение, он „влюблял“ в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его „качества“ покрывались особым, дивным талантом живописца».
Когда Коровину исполнилось двадцать лет, жизнь круто изменилась. Богатая семья разорилась, отец покончил с собой, любимый учитель-наставник Саврасов ушёл из училища. Молодой художник тоже ушёл из училища и попробовал свои силы в Петербурге, но разочаровался и вернулся в Москву. Обучение он продолжил в мастерской В. Поленова. Именно этот мастер познакомил Коровина с новым направлением западноевропейского искусства — импрессионизмом. До конца своей жизни Коровин был благодарен своему наставнику:
«Знайте, Василий Дмитриевич, что Ваш образ, искренность и честность всегда живы во мне».
Поленов приобщил Коровина к театральной живописи, постепенно ставшей одним из главных художественных увлечений молодого живописца.
Огромную роль в жизни и творчестве Константина Коровина сыграли знакомство и дружба с предпринимателем-меценатом Саввой Мамонтовым. Они подружились, поскольку близки были по духу и темпераменту, по той неповторимой московской среде, в которой росли и формировались как личности. Коровин стал многолетним участником Абрамцевского кружка, образованного в 80-е годы творческой интеллигенцией России и финансируемого С. Мамонтовым. Именно в те годы Коровин сделал для себя открытие:
«Искусство должно давать радость и счастье».
Большое значение молодой художник придавал участию в выставках. Если выставка организовывалась в Москве, то успех картинам Коровина был гарантирован, а Петербург встречал его творчество настороженно. Мэтры-передвижники не особенно жаловали молодого конкурента.
Большой вдохновляющей радостью для Коровина, художника и человека, стала поездка во Францию, где он прожил более года. Он много писал, посещал музеи и выставки и даже выставлялся в парижских галереях. Константин Алексеевич навсегда полюбил Париж. Он вернулся в Россию обогащённым новым художественным опытом. Он не склонен был замыкаться в стенах студии и с готовностью откликался на новаторские идеи и проекты.
В 1894 году Константин Коровин вместе с художником Валентином Серовым совершил поездку на Север. Впечатления и этюды, сделанные в путешествии, отобразились позже в оформлении павильона Крайнего Севера на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
В 1898 году Коровин стал художником-консультантом Русского отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже, а в 1899 году — художником-оформителем императорских театров. К 1900 году художник оформил свыше 100 постановок в ведущих театрах Москвы и Петербурга. И это было не просто достижение. Пришла настоящая слава, и признание его таланта стало воплощаться в награды и премии. За оформление русского павильона на всемирной выставке в Париже Коровин получил одиннадцать наград, в их числе две золотые медали, а французское правительство наградило его орденом Почётного легиона.
Его профессиональный и человеческий опыт, его энергия и энтузиазм нашли применение и в педагогике. Коровин преподавал в родном (МУЖВЗ) и в Строгановском училище. Он становится одним из самых активных художников-наставников, опекавших многих, в будущем известных российских художников.
Начавшийся век принёс в такую яркую и счастливую жизнь Константина Коровина много трагических изменений. В 1911 году умер горячо любимый брат Сергей, который тоже был художником, умерли один за другим друзья-художники В. Серов и М. Врубель. В год смерти Серова у Коровина был юбилей — 50 лет. Из-за траура по другу Константин Алексеевич отказался от празднования и долго не мог работать. А потом случилось несчастье с единственным сыном Коровина, Алексеем.
После несчастного случая юноша лишился ног. В 1914 году произошёл страшный пожар в хранилище декораций, который уничтожил или повредил большинство созданных за 14 лет работ для императорской сцены в Москве. Художнику пришлось всё восстанавливать заново. От тяжёлых переживаний он спасался в работе. В его дневнике осталась запись:
«Мастерская — это спасение от мира подлости, зла и несправедливости».
Но главные испытания в жизни этого человека, как и миллионов его современников соотечественников, были ещё впереди.
В 1914 год началась Первая мировая война. В 1916 году Коровин был на фронте в качестве консультанта по оборонительным сооружениям.
Февральскую революцию 1917 года художник принял восторженно. Это событие ненадолго ввело его в заблуждение, что жизнь в России изменится к лучшему. Авторитет и темперамент художника определили его активную роль в культурной жизни Москвы того времени. Коровин участвовал в работе многих организаций, занимающихся вопросами искусства. Продолжал педагогическую деятельность.
Но основное место в его творческой биографии по-прежнему занимал театр. Он вдохновенно работал над новыми постановками, осуществляемыми Фёдором Шаляпиным в Большом и Мариинском театрах.
Октябрьская революция отрезвила многих деятелей культуры, Шаляпина и Коровина, в том числе. Но была ещё надежда, что весь этот кошмар — явление временное. Из голодной и холодной Москвы Коровин рвётся в тишину, на природу. У него во Владимирской губернии есть домик с мастерской. В письме другу художник пишет:
«Боже, как надоела политика… Сейчас иду писать сумерки: окно, цветы, фигуры и соловей в лесу…».
Жизнь становилась всё тяжелее. В 1919–1920 годах Коровин с семьёй живёт на станции Удомля в Тверской губернии, преподаёт в детской художественной школе.
В новой стране 60-летие художника было отмечено двумя персональными выставками, одна из которых была организована в Третьяковской галерее. Однако новое авангардное искусство вытесняло Константина Коровина из художественной жизни страны. В эти годы слово «импрессионист» стало ярлыком и ругательством. И молодые советские критики не собирались потакать тем, кто «тащил в новую жизнь гнилую буржуазную культуру».
В 1922 году замечательный художник Константин Коровин вместе с семьёй покидает родину. Официальная мотивировка — лечение сына. Коровины сначала едут в Германию, а потом во Францию. Друзья-эмигранты помогли Коровину устроить выставки в Берлине и Париже. В 30-годы художник оформлял ряд спектаклей для гастролей Анны Павловой и Фёдора Шаляпина в Лондоне, Париже и Риме.
Жизнь была очень непростой: сын — инвалид, больная жена, и пошатнувшееся здоровье самого Коровина требовали трат. А денег катастрофически не хватало.
В последние годы жизни Константин Коровин зарабатывал на жизнь литературным трудом. Он писал воспоминания. А вспомнить было о чём и о ком: столько событий, столько знаменитых друзей и коллег. В 1935 году русские эмигранты читали и обсуждали мемуары К. Коровина «Моя жизнь», а в 1939 году — книгу воспоминаний Коровина о Шаляпине. Он писал:
«С великим счастьем вспоминаю Россию и своих друзей, и природу, и снег, и дождик, и небо серое, и траву-ковыль…».
Умер русский художник Константин Коровин в Париже. На улице. Скоропостижно от сердечного приступа 11 сентября 1939 года. Был похоронен очень скромно на Бийанкурском кладбище. В 1950 году русские эмигранты собрали деньги и организовали перезахоронение праха своего знаменитого соотечественника на православном кладбище Сент-Женевьев- де-Буа.
В Русском музее в Санкт-Петербурге представлена богатая коллекция картин Константина Алексеевича Коровина — замечательного русского художника.