Маркедонов - о карабахском урегулировании путем компромиссов на основе жесткой прагматики
"Однако в информационном обществе забывать о своем имидже и его всестороннем продвижении — непозволительная роскошь. И Москве стоило бы более активно работать в этом направлении", - написал Маркдонов.
Он напомнил, что 23 апреля на дороге, связывающей Карабах с Арменией, появился азербайджанский КПП. Официальный Баку настаивает на законности этого шага, мотивируя его необходимостью пресечения каналов поставок вооружений из Еревана в Степанакерт. Армянская же сторона обвиняет Азербайджан в организации теперь уже двойной блокады НКР. Впрочем, пафос заявлений МИД Армении по данному вопросу обращен не только (и даже не столько) к Баку. Официальный Ереван призывает Россию — главного гаранта Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года — прекратить блокаду Лачинского коридора и способствовать возобновлению движения по нему.
"Назвать эту эскалацию сюрпризом вряд ли возможно. Азербайджан после второй карабахской войны никогда не скрывал, что воссоздание новой «заморозки» конфликта (пускай и на более выгодных для него условиях) для него неприемлемо. И статус Карабаха высшие представители этой страны не считают реально существующей проблемой. Как следствие — растущее давление на Степанакерт и на Ереван. Тем более, армянское руководство под давлением всех этих обстоятельств демонстрирует готовность к уступкам. Таковая перемежается с жесткими заявлениями, но общий вектор — не в пользу реванша", - написал Маркедонов.
Он отметил, что на позицию Баку влияет и то, что все ключевые внешние игроки по разным причинам не хотят портить отношения с азербайджанским руководством. Значение Азербайджана (и не в последнюю очередь его главного союзника Турции) для России в условиях непрекращающейся конфронтации с Западом выросло, а США и ЕС, напротив, видят в нем «надежного партнера» в деле энергетического обеспечения Европы и, не исключено, в «сдерживании Ирана». Конечно, Баку пользуется открывшимися возможностями.
"В понедельник 24 апреля многие армянские информагентства выстроили свои репортажи и сообщения на основе своеобразного компаративистского анализа. Они рассматривали заявления официальных лиц США, Франции, России", - написал Маркедонов.
По его словам, делались многочисленные выводы о том, что стиль американских, французских дипломатов и политиков был не в пример жестче по сравнению с тезисами их российских коллег. Не ушла из поля зрения и инициатива конгрессмена Адама Шиффа о признании независимости НКР.
"Эмоции в таком случае более, чем понятны. Однако важно понимать, что инициативу о независимости Карабаха, скорее всего не поддержит... само армянское руководство. Никол Пашинян уже не раз ссылался на Алма-Атинские принципы 1991 года. Не в его планах резкая эскалация", - написал Маркедонов.
Он также напомнил, как за признание Арцаха в ноябре 2020 года голосовали французские сенаторы (в соотношении 305 голосов за против 1).
"Но продвинулся ли процесс обретения карабахской государственности с того момента хотя бы на миллиметр? Риторический вопрос. Впрочем, ни яркие твиты президента Эммануэля Макрона, ни призывные слова теперь уже экс-спикера Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси не предотвратили ни «экоакцию» азербайдажнской стороны, ни установление КПП", - написал Маркедонов. -0-