Экспорт нефти из России по морю растет вопреки санкциям: в чем причина
Санкции, ограничивающие экспорт российской нефти, не мешают отечественным производителям увеличивать поставки сырья зарубежным покупателям. Как подсчитали отраслевые специалисты, объем «черного золота» и готового топлива, транспортируемого по морю, этой весной увеличился до самого высокого уровня с 2020 года. Причем международные эксперты связывают рост грузоперевозок с «теневым» танкерным флотом нашей страны, сформированным для обхода западных санкций. Фото: pixabay.com С начала апреля объем сырой нефти, перевозимой на танкерах морскими путями, вырос до самого высокого уровня за последние три года. По данным международной компании Vortexa, суммарная транспортировка «черного золота» на танкерах увеличилась до 1,27 млрд баррелей. Всего за несколько месяцев грузоперевозки сырья поднялись почти на 20%. Рекордсменом поставок, как полагают аналитики агентства Bloomberg, стала Россия, поскольку перевалка с борта на борт в открытом море жидких углеводородов из нашей страны достигла максимальных показателей за несколько лет. Причем, увеличение произошло вопреки введенным G7 и ЕС санкциям, наложившим с декабря прошлого года запрет на предоставление страховых и транспортных услуг отечественным сырьевым операторам. Мало того: рекорд случился после решения российского руководства не предоставлять сырье странам, поддержавшим ценовой потолок на наше «черное золото». «Поставки российской нефти по морю растут. Нет никаких признаков того, что угроза Москвы сократить добычу оказывает какое-либо влияние на объем, доступный на международном рынке», — отмечают отраслевые комментаторы агентства Reuters.
Чем же объясняется этот парадокс: запреты на морские перевозки российской нефти ужесточаются, а их объемы растут? Эксперты уверены, что несмотря на заявления европейских государств о снижении закупок отечественного «черного золота», существенная доля поступающих на топливный рынок Старого Света энергоресурсов все равно имеет западносибирское происхождение. Как неоднократно сообщали зарубежные издания, наши экспортеры, в том числе и государственные компании, с момента объявления западных ограничений на перевозку сырья, успели создать собственный «теневой» флот из примерно 600 судов, что сопоставимо с 10% общего мирового количества крупных танкеров. «Благодаря такому маневру Россия получила возможность переориентировать экспортные поставки в дружественные страны и обходить запреты на фрахт, — считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — Риск натолкнуться на запретительные меры снизился, поскольку никакие международные регуляторы не могут помешать отечественным экспортерам перекачивать сырье прямо в море с наших танкеров на суда конечных покупателей».
В самом деле, в западных ограничительных мерах обнаружилась серьезная дыра: санкции вводились в отношении цены и страхования танкеров, но не запрещали собственно перевозку нефти. «Даже если владельцы танкера не передали информацию о стоимости транспортируемого сырья американским или европейским ведомствам, любые силовые препятствия для их передвижения в открытом море будет расцениваться как пиратство, — поясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Формально владельцы кораблей могут попасть под персональные санкции, налагающие запрет на операционные расчеты в европейских и американских финансовых учреждениях, что может привести к аресту их имущества. Вместе с тем, для задержания кораблей необходима международная резолюция авторитетной организации, например, ООН. Без соответствующего документа лишение возможности передвижения танкера в независимых водах и любые действия, мешающие перевалке груза на доступных всем территориях, попадут в разряд противоправных».
В целом, как полагают специалисты, Россия научилась не только обходить западные ограничения, но и даже использовать их себе на пользу. «Таких высоких объемов экспортных поставок углеводородов уже давно не наблюдалось», — констатирует замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Существенно увеличилась отгрузка сырья не только в Китай и Индию, которые вышли на первое место по импорту энергоресурсов из наших добывающих провинций, но и в Турцию, и страны Северной Африки. Отечественные экспортеры наращивают сбыт топлива в государства с наиболее коротким транспортным плечом, чтобы снизить потребность в танкерах: если маршрут доставки «черного золота» в Турцию и обратно занимает несколько дней, то на поставки в Индию уходит полтора-два месяца.
«Впрочем, пока экспортная диверсификация радует, скорее, прогнозными показателями, — резюмирует ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — По оценке Минфина, в I квартале нефтегазовые доходы бюджета упали на 45% — до 1,6 трлн рублей. Остается надеяться, что к середине года на фоне роста сырьевых котировок ситуация изменится, и в казну начнут поступать дополнительные доходы от реализации энергоносителей на экспорт».