СПГ, нефть и дороги — что Си увез из Москвы
Китай и Россия получат от нового этапа «дружбы и любви» немало
Визит Си Цзиньпина в Москву открывает новую страницу в российско-китайских отношениях. Казалось бы, они и так необычайно теплые — куда сближаться еще теснее. Хотя, судя по риторике Си, который называл Владимира Путина не иначе как «лучшим другом», еще есть куда расти всем показателям.
Уже 2022 год стал рекордным для российско-китайской внешней торговли. Товарооборот превысил $190 млрд — это почти на 30% больше, чем было годом ранее, до санкций и кризиса.
Китай уже 13 лет остается крупнейшим торговым партнером России. Причем готовность России подписать новый контракт на поставку газа может в ближайшие годы увеличить товарооборот до небывалых прежде высот.
Россия готова предложить Китаю около 100 млрд кубометров трубопроводного газа ежегодно. Именно такую цель поставил Владимир Путин к 2030 году. Дополнительно к трубопроводному газу в Китай будет поставляться по 100 млн тонн СПГ (в пересчете на трубопроводный газ это около 140 млрд кубометров).
В кулуарах визита обсуждались последние параметры нового газопровода «Сила Сибири — 2» мощностью 50 млрд кубометров. И новый газовый контракт будет подписан в ближайшее время. Тем более, что Си Цзиньпин пригласил с ответным визитом премьер-министра Михаила Мишустина.
Сейчас поставки газа в Китай диверсифицированы — голубое топливо идет из разных стран, от Мьянмы до Туркменистана. Однако ни одна из них не может обеспечить таких объемов, как Россия. И тем более по таким выгодным ценам. Нет никаких сомнений в том, что российский газ необходим Китаю, в котором восстанавливается после ковида высокий рост ВВП.
Reuters: из российского ТЭК сбежали западные инвесторы — китайцам больше достанется
Энергетика, конечно, далеко не единственная отрасль, в которой Китай заинтересован в России. Хотя китайцы много лет инвестировали в российскую углеводородную индустрию, пишет Reuters. Уже в 2005 году — намного раньше многих других западных компаний — Sinopec договорился с «Роснефтью» о совместной разведке Венинского блока «Сахалин-3». Причем произошло это во время визита тогдашнего председателя Китая Ху Цзиньтао в Москву.
Sinopec сейчас владеет 25,1% проекта, остальная часть контролируется «Роснефтью». А с 2009 года китайская корпорация владеет 49% российского нефтяного месторождения «Удмурнефть», также контролируемого «Роснефтью». Многие годы это был крупнейший нефтедобывающий актив Sinopec за пределами Китая.
В 2014 году Китай уже при председателе Си Цзиньпине начал инвестировать в российский СПГ. PetroChina купила 20% акций проекта «Ямал СПГ» стоимостью $27 млрд. Также 9,9% принадлежит государственному Фонду Шелкового пути Китая.
В том же 2014 году была заключена крупнейшая в истории сделка между «Газпромом» и PetroChina стоимостью около $400 млрд. Россия начала продавать газ в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» (с якутских месторождений).
Его вторую очередь (с ямальских месторождений) и обсуждали Си Цзиньпин и Владимир Путин на нынешних переговорах. Хотя резерв есть даже у «Силы Сибири», которая выйдет на полную мощность в 38 миллиардов кубометров лишь к 2027 году.
После сделки по «Силе Сибири» китайские инвестиции полились в российский ТЭК рекой. Уже в 2015 году Фонд Шелкового пути и Sinopec купили по 10% акций крупнейшей российской нефтехимической компании «Сибур».
Beijing Gas Group Co (крупнейший поставщик газа в Пекине) за $1,1 млрд купил 20% иркутской компании «Верхнеченскнефтегаз», которая добывает нефть и газ в Восточной Сибири.
Продолжил Китай вкладываться и в СПГ. В 2019 году китайские CNOOC и PetroChina сообща выкупили 20%-ную долю в проекте «Арктик СПГ — 2» стоимостью $25,5 млрд.
Амбициозным проектом Китая остается и Амурский газохимический комплекс, 40% которого владеет Sinopec. Стоимость завода — $10 млрд. Производить здесь будут полиэтилен и полипропилен. Правда, лишь с 2025 года. Зато главным покупателем будет именно Китай.
По итогам визита Си Цзиньпина китайская сторона подтвердила все инвестиции в российский ТЭК. Пекин никаких санкций не боится. Скажем, другие совладельцы проекта «Арктик СПГ — 2», японцы и французы, заморозили свои инвестиции. Реализуется проект фактически только за счет китайцев.
Eurasia Review: китайцы строят московское метро и дороги с Дальнего Востока через Монголию
Китай инвестирует в российскую инфраструктуру, понимая, что без этого получить доступ к рынкам не может. Одно дело, конечно, когда China Railway Construction Co строит важнейшие станции и щитовые тоннели Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метро.
И совсем другое, когда Китай строит железные и автодороги в сырьевых регионах Азиатской части России. Был открыт автомобильный мост «Благовещенск — Хэйхэ», положивший конец истории перевозок между двумя странами по ледовым дорогам или наплавным мостам. К моменту визита Си Цзиньпина, по данным правительства Амурской области, по мосту проехало уже более 18 тысяч машин.
Сейчас в Китай идут дороги почти с каждого крупного российского города восточнее Новосибирска — от Улан-Удэ до Кызыла. Еще в 2016 году министры транспорта России, Китая и Монголии подписали соглашение о развитии дорог. И документ реально работает, пишет Eurasia Review.
Сейчас вдоль российских границ на Дальнем Востоке западный коридор Нового Шелкового пути — а это главный проект Си Цзиньпина. Строить Новый Шелковый путь Си будет и дальше — как минимум ближайшие 5 лет, пока он председатель страны. Так что и Россия может рассчитывать на новые стабильно гарантированные инвестиции.