Как будто не было этих двадцати лет. Друзья дали концерт в память о Марине Ребицкой
Во Дворце культуры в субботу, 25 марта, дали бенефис Марины Ребицкой голосами друзей — вечер памяти. Ее не стало в прошлом году. Я отправилась зрителем, хотелось увидеть старых знакомых — и вспомнить. Разное. С позволения коллег — как одна из тех, кому посчастливилось участвовать в одних концертах с Мариной Ребицкой, в том числе выступать на ее легендарном бенефисе в 2003 году, как «ребенок Дворца» (того, прежнего, с Майей Михайловной Фирулевой во главе) — поделюсь увиденным и впечатлениями. Большой репортаж авторства моих коллег еще выйдет на нашем сайте позже.
В силу двадцатилетней разницы в возрасте и разности амплуа мы с Мариной Валентиновной Ребицкой были хорошими знакомыми но, конечно, никогда не были друзьями: я была подростком, когда в 2001 году пришла заниматься в театральный коллектив Людмилы Степановны Копытовой (шесть лет, как ее не стало) в ДК СУМЗа и никогда не умела петь.
А Ребицкая тогда была на пике, звезда, прима, в прямом смысле слова, нашего ДК. Мы смотрели на нее, открыв рот: каждый выход на сцену — феерия и настоящий культурный шок. Селин Дион на сцене Дворца произвела бы меньший фурор, чем она в нашей среде. На Ребицкую шла публика, она покоряла и неизменно собирала аншлаги. Вот почему я отправилась вчера во Дворец.
Марина Ребицкая — часть моей очень счастливой дворцовской юности, окутанной флером романтизма, с первыми друзьями, первой любовью, первыми слезами и радостью сопричастности. Это была очень большая и важная часть моей жизни, и я вспоминаю с теплом те времена. И конечно, звезд большой сцены, которых мы почти боготворили: Ребицкую, Вавилова (его нет больше двадцати лет), Воронину, Богданова, Сумарокову, Кардонскую, Муханова (умер четыре года назад) — наши «взрослые», наши кумиры, безусловно талантливые, чей авторитет никто не смел подвергать сомнению.
Я ребенком ходила на все концерты в ДК, любила и пела вместе с артистами все песни. И на концерте 25 марта не покидало чувство, будто не прошло этих двадцати лет: те же лица, те же песни, тот же зал битком. К своему месту пошла уже к звонку: пока обняла каждого, с кем не виделась пять, семь, десять, пятнадцать лет…
Программу придумали и сделали Ксения Каплун (хореограф, в ДК не работает) и Максим Шевчук (режиссер). Ксюша за пару недель писала мне во «ВКонтакте», просила вырезки из газетных статей о Марине. Я пообещала посмотреть, но потом заболели дети, начался отпуск и как-то закрутилась. А вчера думала: хорошо, что она не стала цитировать казенные строки журналистов. Вместо этого в паузах между номерами звучали в записи письма к Марине от ее друзей и учеников — это трогало куда сильнее.
Номера шли нон-стопом, и все были сплошь — от звезд. Выбился из канвы, на мой взгляд, только ансамбль Сергея Цивилева, появившийся уже в современной истории ДК, во-первых — а во-вторых, в нем поют любители, а не профи, как все остальные. Но режиссеры решили так, пускай. Они тоже были вполне себе на волне и номер исполнили хороший.
Спасибо, что не было речей: песни все сказали сами.
Танцевальное оформление было выполнено самой Каплун и ее ансамблем «Чердак». Прочтение песен с танцевальной точки зрения было необычным, Ксюша узнавалась сразу. Ее почерк, манера, всё на ладони. Полный зал рукоплескал в буквальном смысле слова. Не знаю, сказал ли кто-нибудь незрячей певице Ларисе Юдиной, что в зале нет пустых кресел, но, кажется, она была шокирована овациями, которые ей устроила публика. А пианист Александр Титов уже ушел за кулисы, а ему все аплодировали в унисон пятьсот человек.
Зал вновь встал и в финале, и стоял, даже когда артисты, вновь вышедшие на сцену вместе, резко сменили трогательную прощальную песню песней мажорной — о любви, конечно. Они вообще весь вечер пели о любви: таким уж был ее, Маринин, репертуар. Вообще концерт получился очень цельным, не поминально-скорбным, а задорным и профессиональным. Бурлеск и богема. Все, как оно и было в то невероятно счастливое и светлое время, которое я помню. Великолепная работа всего коллектива, мощный ностальгический всплеск, и я потом уже дома мужу за скромной рюмкой коньяка долго пересказывала разные истории из нашей жизни того времени…
Спасибо, Ксения Каплун, Максим Шевчук и все, кто сделал это большое дело. За воспоминания спасибо прежде всего. Судя по реакции в соцсетях, мое мнение разделяют десятки «наших» — и десятки зрителей, конечно, тоже.