«Рыцарь музыкальных традиций» — послушайте 7 главных произведений Сергея Рахманинова
80 лет назад ушёл из жизни великий композитор Сергей Рахманинов. А 1 апреля мы будем праздновать 150 лет со дня его рождения. Для кого-то — он непревзойдённый мастер XX столетия, для кого-то автор «сложной» и «недоступной» музыки.
Однако, если прислушаться к интонациям Рахманинова — это отражение переживаний и чувств, знакомых каждому. Но только он так тонко и особенно сумел обратить их в звуки. В подтверждение этому мы вместе с пианисткой, искусствоведом и приглашённым лектором Московской филармонии Юлией Казанцевой отобрали 7 главных произведений композитора. Послушайте (или переслушайте) их прямо сейчас!
1. Прелюдия до диез минор
Один из символов Рахманинова. Удивительно, что Рахманинов еще был студентом Московской консерватории и «начинающим композитором», когда написал эту прелюдию (она входит в его цикл «Пьесы-фантазии» для фортепиано). Но уже в этой четырехминутной есть весь Рахманинов: его узнаваемые гармонии, его стиль.
2. Первая симфония
Судьбоносное сочинение в жизни Рахманинова. Именно после ее провала начинается тяжелый период в его жизни — Рахманинов около трех лет почти ничего не писал. Премьера симфонии в 1897 году в Санкт-Петербурге, дирижировал Александр Глазунов. Именно его обвинят в том, что симфония прозвучала плохо: было проведено мало репетиций, и критики упражнялись в остроумии, ругая симфонию.
3. «Остров мертвых»
«Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шепот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса — все сразу. Не так, что капля здесь, капля там, а все разом — вырастает целое», — пишет Рахманинов об «Острове мертвых». Симфоническая поэма появилась под впечатлением от картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.
4. Симфония с хором «Колокола»
Довольно интересна история создания этого произведения: Рахманинов получил письмо без подписи, в котором предлагалось написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По «Колокола» в переводе К. Бальмонта. Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой М. Даниловой.
В «Колоколах» четыре части: показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. Считается, что Рахманинов в этой музыке предвидел трагические события, которые вскоре последовали, — «Колокола» написаны в 1913 году.
5. Литургия Иоанна Златоуста
С детства композитор любил церковное пение и колокольные звоны, а самым ярким впечатлением тех лет называл момент, когда забрался на колокольню Святой Софии в Новгороде и слушал оттуда колокольные звоны. Позже, в 1910 году, работая над «Литургией», Рахманинов напишет Кастальскому:«От всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге, по которой и Вы идете». После исполнения «Литургии» Рахманинова некоторые критики упрекали композитора в «нецерковности» музыки: что это«не столько церковная музыка, сколько композиция на церковный текст. Композиция свободная, со сложными, непривычными для церкви гармониями, голосоведением, звуковой живописью и приемами вокальной “оркестровки”».
Время расставило всё на свои места. «Литургия» звучит до сих пор и трогает сердца слушателей.
6. Всенощное бдение
Во время Первой мировой войны 42-летний Рахманинов создает одно из главных своих сочинений — «Всенощное бдение». Причем пишет он это грандиозное произведение всего за 2 недели. Основой становятся древние распевы.
«Всенощное бдение» — во многом итоговое произведение. Ведь всего через пару лет, после революции, Рахманинов с семьей навсегда уедет из России, и за этим последуют годы его молчания. В своем последнем сочинении «Симфонические танцы» 67-летний Рахманинов процитирует «Всенощное бдение»: песнопение «Благослови еси, Господи».
7. Симфонические танцы
Последнее сочинение Рахманинова.
«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире. Я не в состоянии отказаться от старого стиля письма и не приемлю новый. Я делал огромные усилия, чтобы ощутить музыкальный стиль сегодняшнего дня, но он не доходит до меня», — пишет в 1939 году 63-летний Рахманинов. Последнее свое сочинение он написал так, как будто не было в мире музыки Стравинского или Шёнберга. Рахманинов так и остался «рыцарем музыкальных традиций».