«Спился, нищенствует, бомжует». Как уходил народный артист Алексей Жарков
Aif.ru собрал самые значимые факты из жизни народного артиста.
Любил анекдоты и розыгрыши
В 1948 года у бухгалтера и плотника родился младший сын Алексей. Жила семья небогато. Всемером (родители, трое детей, бабушка с дедушкой) — в 16-метровой комнате на окраине Москвы, в поселке Рыбокомбината. Нехитрую мебель смастерил отец семейства. Причем в комнатке помещались и огромная печь, и три кровати. А воду приходилось брать на улице, в колонке.
Старший (разница — всего полтора года) брат Алексея Александр тоже стал актером, но потом увлекся аукционными торгами в сфере недвижимости. Сестра Антонина выбрала профессию гримера.
В детстве Алеша любил смотреть выступления цирковых гимнастов, обожал клоунов. Дома корчил рожицы, рисовал себе помадой огромный рот... И очень любил анекдоты и розыгрыши.
Баян вырезал из фанеры
Родители старались развивать детей всесторонне. Летом мальчишки гоняли мяч, а когда подросли — стали подрабатывать на стройке. Зимой катались на коньках, играли в хоккей. В доме была гитара. Все рисовали, читали. А брат привел Алексея во Дворец пионеров. Будущий народный артист занимался в студии художественного слова, учился играть на баяне. Но на настоящий инструмент у отца денег не было. Тогда Леша вырезал его из фанеры, нарисовал клавиши и стал учиться на нем. Заметив это, дед скопил денег и купил мальчику баян.
В 12 лет Лешу пригласили выступить в Колонном зале Дома Союзов. Он читал со сцены «Василия Теркина» Твардовского и аккомпанировал себе на баяне. Там его и обнаружил режиссер Марк Донской, подыскивавший исполнителя на роль пионера Пети в картине «Здравствуйте, дети!». Так состоялся дебют Жаркова в кино. Ему было 13 лет.
Долго не давали ролей
Учась в Школе-студии МХАТ, Алексей успевал заниматься большим теннисом и даже участвовал в первенстве Москвы.
Несмотря на ранний и удачный дебют, довольно долго молодому артисту не давали ролей. После Школы-студии он несколько лет служил в Театре им. Ермоловой. Зрители полюбили Жаркова. Однако всесоюзная слава настигла актера лишь благодаря кино.
В 1980-е с его участием вышли: «Нас венчали не в церкви», «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Парад планет», «Десять негритят», «Город Зеро», «Узник замка Иф», «Криминальный талант»... Это было первое и, пожалуй, самое удачное десятилетие в кинокарьере Алексея Жаркова. Было ему тогда 30+. С тех пор он не отказывался от предложений. Работал на износ.
Лариса Лужина вспоминала: «Легким актером Жарков не был. Порой срывался на площадке. Тонкий был, нервный. Я его ставлю в один ряд с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Далем».
Копался в себе и комплексовал
Сам артист был большим пессимистом, постоянно копался в себе и комплексовал.
При этом на экране был естественным, да и в жизни производил впечатление «своего парня». Неизменно ходил в кепках, которых за многие годы собрал целую коллекцию.
В 1990-е артист умудрился остаться на плаву и даже сыграл несколько ролей у лучших режиссеров. Это были «Кавказский пленник», «Сны», «Хрусталев, машину!». А снимали его Рязанов, Сурикова, Газаров, Митта, Приемыхов...
В ХХI веке актер работал со Светланой Дружининой над «Тайнами дворцовых переворотов», с Александром Миттой — в сериале «Граница. Таежный роман», с Николаем Досталем — в «Штрафбате».
Главных ролей было немало, но больше — эпизодических. Артист разницы не видел — отдавал всего себя сполна, проживая жизнь героя, как собственную. В послужном списке — 120 картин.
Стюардесса по имени Любовь
Во время учебы в Школе-студии Жарков имел роман с некоей Татьяной Ивановой. Но женился на бортпроводнице правительственного отряда Любови, которая однажды пришла на спектакль, где Алексей играл небольшую роль, и подарила ему цветы. Через месяц они поженились. В день свадьбы Алексей вышел на сцену в смокинге и бабочке, а жена в фате и подвенечном платье слушала за кулисами, как мужу аплодируют. Супруги прожили вместе 44 года. Популярность Жаркова в советские годы была столь высока, что жене частенько звонили поклонницы: «А вы знаете, где сейчас ваш муж?..» Она всегда знала.
Сын актера Максим стал следователем, дочь Анастасия — актриса, в основном занимается дубляжом.
Карьера Жаркова закончилась за 8 лет до смерти. В 2008-м он снялся у Карена Шахназарова в «Палате № 6». Четыре года не было предложений, а потом актера сразил инсульт. Пришлось уйти из театра, поселиться на даче под присмотром жены. Алексей Дмитриевич был частично парализован, плохо говорил, еле передвигался. Он отказался от общения с коллегами, журналистами. А по Москве поползли слухи: спился, нищенствует, бомжует...
Просил похоронить себя тайно
С юных лет он много курил, предпочитая крепкий табак, выпивал, заработал цирроз печени. И никогда не думал о здоровье. «Люблю хорошо выпить, женщин люблю», — признавался в своих пороках. Но это была скорее бравада.
Супруга и дети делали все возможное, чтобы глава семейства восстановился и вернулся в профессию. Они отказались от помощи посторонних людей, надеялись справиться сами. Но второй инсульт в 2016-м оказался роковым — спустя три месяца актера не стало. В тот период у актера как раз родилась вторая внучка. Которую он так и не увидел... Скорая приехала на дачу Жарковых спустя полтора часа после остановки сердца.
Алексей Дмитриевич просил похоронить его тайно — на сельском кладбище под Наро-Фоминском, недалеко от дачи. Без всякого прощания в Доме кино. Близкие исполнили его последнюю волю...