"Лишь бы Байден не расстроился": Военные корабли Ирана в подбрюшье США
Как оказалось, США боятся Ирана не меньше, чем России и Китая. Два корабля ВМС Ирана, которые зашли недавно в порт Рио-де-Жанейро, заставили американцев содрогнуться от неожиданной мысли, что прилететь им может не только из Москвы или Пекина.
"Показать авторитет иранского народа"86-я флотилия ВМС Ирана в составе лёгкого фрегата Dena (класса Moudge по иранской классификации) и "базового корабля" Makran бросила недавно якоря в Бразилии, в порту Рио-де-Жанейро. Это стало причиной головной боли в Пентагоне и серии весьма нервных заявлений из Вашингтона. В чём причина? Оба судна – под американскими санкциями в рамках подписанного ещё администрацией Барака Обамы исполнительного указа "О блокировании собственности правительства Ирана и иранских финансовых институтов". Бразильцы эти санкции игнорируют. Более того, экипаж корабля Makran, по словам председателя комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США Майкла Маккола, "подозревается в причастности к поставкам оружия Венесуэле".
Согласно сообщению иранского агентства IRNA, эти корабли совершают кругосветное плавание "с посланием мира и солидарности" и в то же время демонстрируют "растущую военную и военно-морскую мощь Исламской Республики Иран". Похоже, что "послание мира и солидарности" с радостью принято в Бразилии, президент которой Инасиу Лула да Силва, поколебавшись для видимости, дал разрешение на их заход во "вторую бразильскую столицу".
Это была не техническая остановка в бразильском порту, а заранее спланированный двумя сторонами визит дружбы по случаю 120-летнего юбилея установления отношений между двумя странами. В 1903 году тогдашний президент Бразилии Родригеш Алвеш и персидский шах Мозафереддин-шах Каджар подписали договор о дружбе и торговле. По заявлению Министерства иностранных дел Бразилии, "празднование 120-летия установления отношений между нашими странами является причиной, по которой правительство Бразилии разрешило пришвартоваться двум кораблям ВМС Ирана" у бразильского берега.
Предотвратить этот визит не смогло даже прямое давление на Бразилиа со стороны Вашингтона. В преддверии захода иранских кораблей посол США в Бразилии Элизабет Бэгли призвала власти этой южноамериканской страны "не позволять этим кораблям заходить в бразильские порты". Официальный представитель государственного департамента США Нед Прайс заявил накануне визита иранских кораблей, что Вашингтон "обсуждает этот вопрос со своими бразильскими партнёрами и хочет быть уверенным, что Иран не получит поддержки и не сможет воспользоваться возможностями других стран в нашем полушарии". Но бразильцы сделали по-своему.
"Развели тут дипломатию!"Между тем, как отмечают бразильские политологи, у "инцидента" с иранскими кораблями глубокие исторические корни. Они заключаются в том, что нынешний президент Бразилии Инасиу Лула да Силва, ранее дважды занимавший пост главы государства, издавна рассматривает Иран как одного из главных дипломатических партнёров своей страны. Этого же курса, несмотря на давление со стороны Соединённых Штатов, он придерживается и сейчас, в третий раз став президентом страны.
Развитие отношений с Ираном было одной из основных попыток Лулы укрепить международное положение Бразилии во время его предыдущих президентских сроков. В 2010 году он нанес визит в Тегеран, чтобы встретиться с тогдашним президентом Махмудом Ахмадинежадом и содействовать его попытке заключить ядерную сделку между Ираном и Соединёнными Штатами,
– пишет в связи с этим авторитетный латиноамериканский аналитический портал Pucará Defensa. Лула даже выступал посредником между Ираном и Турцией в рамках обсуждения ядерной сделки.
Есть одна пикантная подробность. Лула, как могло показаться общественности, "колебался, разрешить или не разрешить" заход иранских военных кораблей в порт Рио-де-Жанейро. Когда иранцы уже прошли Магелланов пролив, вошли в южную Атлантику и держали курс на Рио, официального решения формально по-прежнему не было.
Дело в том, что в эти дни Лула совершал визит в Вашингтон, вёл переговоры с президентом Байденом и не хотел расстраивать "старину Джо" "плохими новостями". Как только визит Лулы в Штаты закончился и он вылетел домой, иранские корабли сразу же получили разрешение на швартовку в порту Рио. Оплеуха американцам, причём звонкая и смачная.
Бразилия – не главное?Между тем, как утверждает региональная пресса, визит иранских судов в Бразилию – не то, что больше всего беспокоит США. Изюминкой кругосветного плавания был планировавшийся проход кораблей через Панамский канал. Карибское море, куда выходят корабли, идущие из Тихого океана на восток, – это самое подбрюшье Штатов, откуда можно нанести удар по американской территории.
Как оказалось, США жёстко давили на Панаму с тем, чтобы та не давала разрешение иранцам на проход по каналу. Тем не менее Панама дала добро, если Тегеран "не выразит враждебного отношения и оплатит все денежные сборы" за пользование каналом. Иранцы пока не воспользовались "солидарной любезностью" Панамы и обогнули Южную Америку с юга. Но факт остаётся фактом: не только Бразилия, но и Панама – некогда послушный вассал США – осталась глуха к воплям из Вашингтона. И к тому же ещё не вечер. По сообщению иранского агентства Tasnim, которое ссылается на заявления иранского контр-адмирала Шахрама Ирани, "ожидается, что в ближайшие недели иранская флотилия направится в Панамский канал".
По данным кубинского издания Diario de Cuba, 86-я флотилия ВМС Ирана – одна из трёх флотилий страны, развёрнутых в настоящее время в международных водах. 88-я флотилия находится в Индийском океане, 89-я – в Тихом океане. Американский сенатор Марко Рубио выразил тревогу по поводу "растущего присутствия Ирана в западном полушарии", поскольку тот "намерен поддерживать левые марксистские режимы, которые подорвут мир и стабильность во всём регионе". Госдепартамент США также объявил тревогу "в связи с попытками Ирана добиться военного присутствия в Западном полушарии".
Что с того?Заход иранских военных кораблей в Рио-де-Жанейро свидетельствует о нескольких существенных обстоятельствах.
Во-первых, Бразилия, являющаяся неким дипломатическим ориентиром для других стран региона, демонстрирует открытое и почти ехидное неповиновение Вашингтону. Лула да Силва делает это без оглядки на вероятные последствия. И это уже устоявшаяся тенденция в регионе. Так же себя ведут другие крупнейшие страны континента – Мексика и Аргентина, не говоря уже о Кубе, Венесуэле, Никарагуа и Боливии. Это красноречиво показал прошедший в прошлом году "Саммит Америк".
Во-вторых, Лула является одним из инициаторов создания БРИКС в годы своего предыдущего президентства и обладает соответствующим авторитетом в организации. Учитывая то, что Иран уже подал заявку на вступление в БРИКС, а также прочные традиционные ирано-бразильские двусторонние связи, Бразилия, похоже, берёт на себя роль главного "промоутера" Ирана в БРИКС.
Ранее наш МИД заявлял, что не следует ожидать быстрого решения по поводу расширения БРИКС.
Замглавы МИД России Сергей Рябков предупреждал, что Москва не будет раскрывать детали диалога о расширении организации, поскольку это "деликатный процесс", и работа по увеличению состава участников объединения будет выстраиваться "на основе углублённых консультаций" стран "пятёрки". Похоже, что Бразилиа покровительствует Тегерану в рамках БРИКС, который становится центром притяжения многих стран, не намеренных причислять себя к западному миру.
И, в-третьих, нельзя исключать, что иранские ВМС координируют с Россией свою деятельность в Мировом океане в рамках нынешней геополитической ситуации. Но на эту тему мы распространяться не будем.