Мост надо построить без препятствий, а сказочные домики — сохранить
На заседании петербургского ЗакСа 22 февраля планируется рассмотреть губернаторский законопроект об изменениях в закон «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон». Положения документа уже обсудили на профильных комиссиях. Они вызвали немало шума как в градозащитной, так и в парламентской среде. Два прикладных интереса документа очевидны – Большой Смоленский мост, долгожданное строительство которого начнется в 2023 году и пассажирский терминал скоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Как в эту историю вписался проект сноса «пряничных домиков» Нарвской заставы остается только догадываться. Но шансы сохранить их единый ансамбль вроде появились.
Переправа
Проект закона выводит из-под зоны охраны дома в некоторых кварталах города. Для строительства Смоленского моста нужно разрешить снос домов 44 А, 48 А, 54 А, 56, А, 60 А, 68 А, 69 В, 71 А по проспекту Обуховской обороны.
Большой Смоленский мост соединит левобережную и правобережную части Невского района. Сейчас завершается его проектирование. Это стратегический объект. Ведь последний раз разводной мост в городе строили более сорока лет назад – в 1982 открылось движение по Кантемировскому мосту через Большую Невку. Ориентировочная стоимость объекта составляет 50 миллиардов рублей.
Споры вызвало здание №54, так как это 117 трудовая школа, в которой училась Ольга Бергольц. Но как и многие соседние здания, школа привлекательностью не отличается. Кроме того, память о Бергольц в нашем городе увековечена уже девять раз. И не строить переправу через Неву, которая сотрет два упаднических квартала как на правом, так и на левом берегу, по мнению авторов проекта закона, нецелесообразно. Чтобы не было обидно – на месте снесенного здания будет сквер и памятная доска, пообещали чиновники.
Железная дорога
Магистраль Москва – Санкт-Петербург тоже требует корректировки городского ландшафта. Необходим частичный снос дореволюционных складов северного страхового общества Кокарева на Лиговском проспекте. Это дома 50-52 с разными литерами внутри квартала. Над задачей сохранения объектов думали и, как сообщили в КГИОП, часть складов, судя по эскизам, может удастся интегрировать в проект ВСМ, остальные допускают разбор исторических конструкций.
По мнению экспертного архитектурного сообщества, город, сохраняя компромисс, создает возможности для развития мегаполиса. Нет сомнений, что нового качества транспортные коммуникации стоят жертвы в виде нескольких не самых ценных исторических построек.
В этой связи, пожалуй, нет смысла спорить о том, что Большой Смоленский мост и ВСМ станут исторической частью развития Петербурга. Чего нельзя сказать о третьем спорном объекте.
Пряничные домики
Вот что в проекте закона делает квартал Нарвской заставы, непонятно.
Недалеко от метро Нарвская от Промышленной до Севастопольской улиц стоит много двух-трехэтажных домиков. Они – под договором инвестора по реновации территории. Договор действует до 2029 года. По законопроекту, так получается, что часть этих домиков считаются историческими. А часть как бы построенными по типовым проектам. Но если одни снести, а другие оставить, нарушится ансамбль, сложившийся за три четверти века.
С одной стороны, жить в этих домиках не всем комфортно: деревянные перекрытия, низенькие потолки и обветшалые фасады, застарелые коммуникации и другие последствия бесхозяйственности уюта не создают. Но некоторые домики приведены в порядок и считаются очень интересным жильем на одну-две семьи.
Понятно, что построить типовые пятиэтажки бизнесменам на их месте было бы выгоднее. Но местным жителям хочется, чтобы антураж места и исторический его дух были сохранены.
Тем более, что в квартале чуть поглубже есть немало бывших коммуналок и общежитий – мрачных пятиэтажек, которые стоят расселенными с заколоченными окнами не первый год, привлекая бездомных, асоциальных элементов и бродячих собак.
На их месте есть что построить, взяв заодно в оборот Ушаковские бани «Гигант» на улице Зои Космодемьянской, которые можно было бы без изменения функционального назначения превратить в шикарный современный банный комплекс.
«Гигант» построен в 1930-е годы на месте Алафузовской больницы. И до конца 90-ых годов прошлого века пользовался популярностью у местных жителей, так как в мрачных пятиэтажках не было даже ванн. Но сейчас здание разрушается, в бывших помывочных – свалка, а стены когда-то самой большой бани Ленинграда, способной помыть 4000 человек в день, испещрены граффити.
В эту историю вмешался депутат Павел Крупник. Он тоже убежден, что район не должен превращаться в зону типового многоэтажного строительства. И предложил ко второму чтению документа подать поправку, которая продлит охраняемый статус коттеджей у Нарвских ворот до 2029 года.
Так, за шесть лет станет понятно: есть ли инвесторы, готовые к расселению местных жителей и сохранению облика домиков при их сносе и отстройке заново. Ведь это будет элитное жилье, на которое всегда найдется свой изысканный клиент. Или за период отсрочки ничего так и не случится и панельные коммерческие стеклобетонные уродцы заполонят целый квартал в 15 минутах от исторического центра Петербурга.