В огне любви рукописи не горят
В легендарном доме науки, литературы и искусства Любощинских-Вернадских, славящемся своей богатой историей, открылась выставка, посвященная чете Булгаковых – Елене Сергеевне и Михаилу Афанасьевичу. Семья Булгаковых обрела свое метафорическое пристанище в одной из комнат на 4-м этаже старинного здания на Зубовском бульваре, 15. В эту же квартиру около года назад «въехали» Осип Мандельштам с супругой и Андрей Платонов с женой и дочерью (ранее открылись две экспозиции в отделе ГМИРЛИ им. Даля «Музей истории литературы ХХ века» под названием «Улица Мандельштама: Осип и Надежда» и «Андрей Платонов: В поисках будущего»).
Директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак, взяв вступительное слово на открытии выставки, рассказал о целях и выразительных средствах музея, обратив также внимание на его своеобразную изменчивость: «Это музей самонастраивающийся, он прирастает непрерывно и последовательно героями, которые включаются в общую экспозицию... Наша цель – не сказать, кто же все-таки главный писатель ХХ века, а показать всю эту сложнейшую, мозаичную картину прошлого столетия. Это одна сторона замысла. Вторая сторона – это принцип коммунальной квартиры. Коммунальная квартира –ярчайшая метафора советского времени».
Куратором данной выставки выступила Лариса Алексеева, заведующая отделом «Музей истории литературы ХХ века». Она призналась, что создание экспозиции – это кропотливый, скрупулезный труд, требующий огромных душевных затрат, терпения, находчивости, гибкости и остроты ума, особенно в случае такой необычной концепции, когда непосредственными экспозиционными соседями становятся столь разные по судьбе, мировоззрению и стилю творцы. Поэтому Анна Колейчук, художник-оформитель всех трех экспозиций, отвергла общие правила, раздвинула узкие рамки единообразного оформления музейного пространства и превратила музей в экспериментальную площадку, в музей-поиск.
Выставка «Дневник Мастера и Маргариты. Михаил и Елена Булгаковы» расположена в глубине этой «коммунальной квартиры». Ее материальным ядром стала мебель (стол М.А. Булгакова, секретер Е.С. Булгаковой и книжные полки, составляющие шкаф) из знаменитого синего кабинета писателя. Этот кабинет Булгаков обустроил в собственной квартире в доме писательского кооператива в Нащокинском переулке. Кооперативный дом был построен наспех, не очень качественно, но Булгаков, несмотря на разные неудобства (тонкие стены, протечки, продуваемость) был абсолютно счастлив, переехав из «сырой Пироговской ямы» в теплую отдельную квартиру. Тема дома, уютного семейного очага, надежного крова была одной из важнейших в творчестве автора. К Дому как к недостижимому идеалу драматург стремился с того самого момента, как поселился в Москве. Более того, в писательский дом Булгаков переезжал не один, а вместе со своей преданной возлюбленной, с которой они воссоединились после долгой и мучительной разлуки, так что можно с уверенностью сказать, что представленные на выставке предметы мебели обладают совершенно особенной энергетикой. Так, за крепким, добротным столом Мастер писал свой «закатный роман», около симпатичного, изящного секретера со множеством ящичков, именуемым супругами Психеей, суетилась Маргарита, а на полках громоздились разнообразные книги, входившие в домашнюю библиотеку и отдельно предназначавшиеся для работы над произведением.
Комната, в которой расположились экспонаты, выкрашена в яркий, сочный, теплый алый цвет, на стены нанесены цитаты из дневников Елены Сергеевны и Михаила Афанасьевича, характеризующие их взаимоотношения, а также иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» разных художников. Помимо этого, посетители смогут ознакомиться с несколькими рукописными редакциями романа, первой публикацией в журнале «Москва» (1966 г.), с ранними советскими изданиями произведений автора, рассмотреть на архивных снимках советский быт, интерьеры, друзей и коллег писателя, и, конечно, самого литератора в разных ипостасях – дома, в халате и шапочке, рядом с женой, в актерском гриме и т.д. Экспозиция изобилует рукописными текстами Михаила и Елены Булгаковых, но если тексты Михаила Афанасьевича – это в основном редакции романа, графические наброски, черновики, рабочие заметки, то тексты его жены, незаменимой помощницы, надежной соратницы, ярой защитницы, связаны в основном с издательской судьбой произведения, с выполнением предсмертной воли любимого гения. В хронотоп романа гостей музея погружают живой голос Елены Сергеевны (в ее исполнении звучит фрагмент о встрече Мастера и Маргариты) и светотеневая композиция в эркере комнаты, напоминающая, что без тьмы не бывает света, а без света не существует тьмы.
Лариса Алексеева определила основное назначение выставки так: «Мы хотели погрузить наших посетителей в пространство романа, в этот огненный, жаркий цвет любви, в место, где рукописи не горят. Наша задача заключалась в том, чтобы дать чувственное, эмоциональное восприятие этой истории – личной, человеческой, и романной».
Однако, чтобы добраться до пламенной комнаты четы Булгаковых, необходимо пройти продолговатый коридор, ставший литературным бульваром и местом пересечения не только проживающих в воссозданной «коммунальной квартире» художников слова, но и их коллег по творческому цеху – писателей, поэтов, карикатуристов. Литературный бульвар – это буквально кусочек раннесоветской Москвы, напоминающий окрестности Патриарших прудов, где на фонарных столбах развешаны афиши диспутов, лекций, театральных премьер, расписания мероприятий в госучреждениях, то тут, то там встречаются кричащие рекламные и санитарные плакаты, созданные Маяковским и Родченко, а в лавках представлена пресса того времени, насыщенная фельетонами, антирелигиозной пропагандой, карикатурами на актуальные темы (к примеру, тот самый злополучный квартирный вопрос). Дмитрий Бак подметил: «С появлением булгаковской комнаты и литературного бульвара – все это приобрело какую-то незавершенную законченность. Ведь не бывает завершенной коммунальной квартиры, в нее кто-то вселяется, кто-то из нее выезжает. Вот и у нас так. Это дышащая композиция, движущаяся, динамичная, как сама история».
Также на литературном бульваре пунктиром проведена жизненная линия Михаила Булгакова до судьбоносной встречи с Еленой-Маргаритой: по карте Москвы 1920-х гг, по фотографиям, лаконичным цитатам на стенах можно понять, как новоявленный москвич осваивался в столице, с кем общался, работал, дружил. А после неспешной прогулки по бульвару и творческому пути писателя, гость музея может присесть на скамейку (не метафорическую, а самую настоящую) и обсудить с товарищем великую любовь и трагическую долю главного героя экспозиции, держа, однако, в памяти предостережение Мастера об опасности разговоров с незнакомцами…
В Государственном литературном музее семейство Булгаковых получило постоянную прописку, так что экспозиция «Дневник Мастера и Маргариты. Михаил и Елена Булгаковы» – это всерьез и надолго.
Дарья ЧИЖОВА