Продолжение века Михаила Венюкова
№17 (6121) от 10 марта 2023
В городе Кораблино прошла презентация научно-исследовательской работы «Венюков и другие: кораблинское село Никитино – перекресток истории». О своих комплексных архивно-библиографических исследованиях рассказали директор Научно-производственного центра «Рязанская археологическая экспедиция» Василий Эридан и рязанский историк Александр Никитин. Впереди – летние археологические исследования в Никитине.
На презентацию пригласили школьников, студентов, общественность города и района. Организовал встречу Кораблинский районный краеведческий музей.
На мультмедийном экране проплывают фотографии, карты, другие документы ушедшей эпохи. А за кадром – голос историка Александра Никитина, который с гордостью называет имена тех, кто когда-то прославил Россию и оставил свое имя в веках…
Да, все-таки удивительные люди жили и живут в кораблинском селе Никитино. Один из уроженцев этих мест – Михаил Венюков, которому в прошлом году исполнилось 190 лет. Кораблинцы с должным размахом отметили день рождения своего знаменитого земляка – известного географа, путешественника, писателя, военного и общественного деятеля. Удалось выявить новые интересные сведения, касающиеся села, его прежних обитателей. Специалисты научно обосновали и локализовали местонахождение усадьбы Кутузовой, бабушки Михаила Венюкова, у которой он воспитывался. И усадьба эта находилась шагах в 80 от местного храма…
Вблизи родового имения
… Полдня я тыкался в закрытые дома села Никитино, чтобы хоть у одной души узнать что-либо об усадьбе Кутузовой. Искал я также домик Анны Прокопьевны Ручкиной, бывшего председателя бывшего Никитинского сельсовета – доброй души человек, могла бы многое мне поведать. Так дошагал я до одной избы, около которой высилась полуразвалившаяся стена из красного кирпича. После настойчивого стука на пороге появился мальчик.
– А Ручкина где живет? Анна Прокопьевна.
– Здесь. Только ее нет, она в Москву уехала. А я тоже Ручкин. Витя. Внук ее. В восьмом классе учусь.
– А скажи, Витя, ты про Венюкова ничего не слышал?
– Не-а!
– А это что за развалины рядом с вами?
– Так это барский дом, – оживился паренек.
– Что-что? Какой такой барский? Ну-ка, пойдем, покажешь!
Витек был пацаном смышленым и о многом нам рассказал. Про то, что еще пять лет назад стены эти добротные были. Что некий Токарев – он сейчас в соседнем Хрущеве живет – хотел себе здесь дачу построить. Но потом раздумал, и теперь усадьба как бы ничья. И сад кругом был, а сейчас всего три груши и остались.
– Две мы видим, а где третья-то?
– Да вот же, вот! Около ветел. Мы там в футбол летом играем. А на Пасху в лапту.
Заросший, полуразвалившийся фундамент. Добротная кирпичная кладка, ведущая вниз, в погреба…
Я походил, потоптался кругом. Радостно и как-то зябко, тревожно сделалось на душе. Неужели это родовое имение Михаила Венюкова? Может быть.
Было это 20 лет назад.
Никитино ждет археологов
Кораблинский краевед А.М. Хохлов в 80-х годах прошлого века в своем очерке о Венюкове спрашивал у никитинцев примерно то же, что и я в 2002-м. Вот что он писал:
«В Никитине встретился с престарелым техническим служащим Никитинской восьмилетней школы Григорием Кирилловичем Ущекиным.
– Григорий Кириллович, вы помните Михаила Ивановича Венюкова?
– Нет, не помню.
– А что стало со школой, построенной им в Никитине?
– Она сгорела.
– Вы не знаете, где находилась усадьба дворян Венюковых, в которой родился Михаил Иванович?
– Мой дедушка говорил мне, что усадьба дворян Венюковых находилась сразу же за нашими огородами, на речушке Каменка. Теперь это место в народе называют «Кирпичный завод», – ответил мне Григорий Кириллович.
– А ремесленное училище двухэтажное почему называлось венюковское?
– Да не одно училище так называлось. Наша больница до революции называлась Никитинская больница имени М.И. Венюкова…»
Но это еще не все про тайны села Никитино. Я уже упоминал в начале статьи, что здесь живут удивительные люди. Среди них – супруги Валерий и Ирина Васильевы, а также Юлия Колесникова. Так вот, полная сил и энергии Ирина Владимировна и после завершения презентации продолжила речь о Венюковых. Но уже в музее. Там она бойко сообщила, что точно знает, где была усадьба бабушки Венюкова.
– Рядом с Ручкиными? – оживился я.
– Нет! Вот приедут Никитин и Эридан к нам этим летом в Никитино на археологические исследования, я то место обязательно покажу… А еще мы хотим Никитинский храм, где крестился маленький Михаил Венюков, восстановить. У нас уже создан приходской совет Архангельской церкви, решены земельные вопросы, но, к сожалению, дальше дело затормозилось. Не могли бы в этом помочь? – повернулась она к рязанским историкам.
Василий Эридан тут же связался по мобильнику с сотрудницей Московской епархии Анастасией Фетисовой, которая занимается вопросом реконструкции церквей, и изложил ей суть проблемы. Словом, договорились все вопросы решать дальше вместе.
По инициативе старосты села Юлии Колесниковой в бывшем здании сельсовета создается музей Михаила Ивановича Венюкова. Одна комната будет посвящена нашему знатному земляку, другая – крестьянскому быту.
– Кстати, у меня уже есть в наличии ручной ткацкий станок, – улыбнулась Ирина. – И это только начало.
Есть о чем поведать нам и Валерию Степановичу Васильеву, учителю Пехлецкой школы. Скромный, обаятельный, он уважаем и любим коллективом школы и учениками. А еще он совершил вместе с Героем России Михаилом Малаховым путешествие по Дальнему Востоку и побывал в местах, которые связаны с именем и деятельностью Михаила Ивановича. И привез из далекого села Венюково семена местных арбузов. Собрав на своем огороде неплохой урожай, сейчас раздает эти семена друзьям…
История про тайны Никитина на этом не заканчивается. Будем ждать лета, чтобы продолжить наш рассказ о времени Михаила Венюкова и прекрасных людях этого удивительного кораблинского села.
Юрий Харин, Кораблинский район
Фото Юрия Харина