Обесценить и разрушить: инициатива петербургских законодателей угрожает сносом 200 историческим зданиям
В ЗакСобрании Петербурга собираются изменить границы охранных зон объектов культурного наследия.
Законодатели Санкт-Петербурга добавят работы градозащитникам. В Смольном предложили внести поправки в закон «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия» (ОКН). При их утверждении охраны государства лишатся 200 построек. Это даст застройщикам право снести их для реализации инфраструктурных проектов.
В Петербурге, где уже не первый год гремят скандалы вокруг защиты культурного наследия, намечается новый виток столкновений чиновников и градозащиты. В городском Законодательном Собрании обсуждается законопроект, согласно которому вне зоны охраны окажется две сотни старинных зданий. Из них 163 находятся на территории квартала Нарвская застава. Застройка этой части города велась еще до основания города. Однако в администрации решили провести реновацию района. Кроме того, под снос могут пойти восемь строений на проспекте Обуховской обороны, в том числе школа, где училась поэтесса Ольга Берггольц. На освободившихся участках планируют строить Большой Смоленский мост. Еще несколько зданий могут отправиться в небытие ради строительства вокзала ВСМ Москва-Петербург.
"Немецкие коттеджи" Нарвской заставы. Источник: ТГ-канал "SOS СПб СНОС"
«Все естественно высказываются категорически против этого безумия абсолютного, которое устраивает зарвавшееся строительное лобби, которое купило с потрохами и КГИОП, и КГА, и другие строительные органы власти», – резко раскритиковал законопроект общественник Ярослав Костров.
Ситуация с сохранением исторических зданий в Петербурге действительно подводит к неприятным выводам. Конфронтация между чиновниками, девелоперами и активистами длится уже не первый год. При этом, ранее последним удавалось добиваться сохранения объектов даже со спорной исторической ценностью. Однако в прошлом году по городу прокатилась волна сносов. Работы по демонтажу осуществлялись быстро и неожиданно, в результате чего часть построек все же была утрачена. Например, до основания разобрали бывший василеостровский хлебозавод, где даже в блокаду выпекали хлеб. Ранее в здании размещался манеж лейб-гвардии Финляндского полка.
Читайте также: В Петербурге депутаты выступили против «закона о сносе двухсот домов»
В число пострадавших зданий также вошли Васильевский винный городок, здания на территории «Ленэкспо» и т.д. Участившимися случаями сносов уже заинтересовался Следственный комитет РФ, но и это не остановило девелоперов. Текущий год также начался с разрушений – судом разрешен снос многострадального Дома Басевича, так и не дождавшегося реставрации. По заявлениям экспертов Смольного, состояние здания на сегодня таково, что разобрать его проще чем отремонтировать или реконструировать. С чем категорически не согласны активисты.
Такая позиция опасна для абсолютно любого здания. Так, градозащитные скандалы в прошлом году коснулись Конюшенного ведомства. Здание закрыто вот уже порядка 12 лет. Предполагалось, что инвестор отреставрирует его и приспособит под современные нужды. Однако из-за неразрешенных конфликтов между городом, активистами и бизнесом Конюшенное стояло без дела, пока не пришло в аварийное состояние.
Дом Басевича. Источник: ТГ-канал "Живой Город"
Спросить за это не с кого, и теперь чиновники стремятся поскорее избавиться от проблемной недвижимости. Но и здесь скандалов больше, чем практической пользы. В прошлом году архитектурный ансамбль хотели передать московскому инвестору по программе льготной аренды «Рубль за метр». По какой причине чиновники предпочли местным крупным компаниям небольшую фирму без опыта работы с ОКН – неизвестно. Сомнения были и по поводу самих торгов. На них из шести желающих допустили только две компании, заподозренные в связях с крупным столичным девелопером. В итоге суд отменил результаты торгов и Конюшенное снова осталось без перспектив.
Читайте также: Петербургское правительство пытается продать заброшенное здание Конюшенного ведомства
Никто не даст гарантии, что завтра обветшавшее здание не признают утратившим ценность. Подобные формулировки уже не раз звучали в адрес ОКН, доведенных до аварийности. На сегодня бизнес по продаже земли под современную застройку оказался выгоднее, чем спасение культурного наследия.