Алмазные фанатики
Добрый вечер, Империя.
Тут в Евросоюзе и G-7 обсуждают ограничения для России в продаже наших правоверных алмазов — мол, кровавый режЫм нагло наваривается на простых буржуинах, имею долю в неограненных алмазах на мировом рынке в 30%. И, соответственно, эти 30% ежегодно приносят тирану из офиса красного кирпича в центре Москвы незаслуженно заработанные 80 млрд долларов — безобразие, да и только.
Вопрос поднимали и педалировали в Совете Европы и Кабмине Евросоюза — не продавился вопрос. Выносили на Европарламент — как вынесли, так и занесли обратно, ибо есть одна маленькая страна в Европе, которая от русских алмазов зависит. Ненамного, процентов на 80%.
Называется эта страна — Бельгия. Именно бельгийцы суют в колеса санкций против наших алмазов даже не палки — бревна. И закономерно указывают на то, что если даже Евросоюз запретит эти поставки, то Индия начнет ЕС в ножки кланяться в дикой благодарности за такой подарок — а русские алмазы в Европе все равно будут, ибо они уже как бы и не русские. Давайте проясним, что происходит на самом деле.
Итак, во избежание появления «кровавых алмазов» (добытых на боевой территории и используемых для финансирования повстанцев) в свое время в рамках Кимберлийского процесса были введены так называемые «сертификаты происхождения» — каждая страна обязана декларировать свои алмазы во избежание конфискации за незаконную добычу. Если такого сертификата нет, то алмаз либо добыт нелегальным путем, либо как раз с территории боевых действий — Россия тоже подписала однажды Кимберлийский процесс:
Кимберлийский процесс (КП) объединяет администрации, гражданское общество и промышленность в сокращении потока алмазов из зон конфликтов — «необработанных алмазов, используемых для финансирования войн против правительств» — по всему миру.
Участниками Кимберлийского процесса (КП) являются государства и региональные организации экономической интеграции, которые имеют право торговать необработанными алмазами. В нем участвуют 59 участников, представляющих 85 стран, при этом Европейское сообщество считается единственным участником. Участниками являются все основные страны-производители, экспортеры и импортеры необработанных алмазов. Алмазная промышленность через Всемирный совет по алмазам и группы гражданского общества также являются неотъемлемой частью КП. Эти организации были вовлечены с самого начала и продолжают вносить свой вклад в его эффективное внедрение и мониторинг.
Мы там с 2003 года — и даже были заместителем председателя КП в 2004 и председателем КП в 2005 годах.
Кроме Евросоюза, в Кимберлийский процесс входит и ВТО — правда, сейчас там между членами организации такой шум и истерика, что лучше бы ВТО не входила.
В любом случае, с 2003 года Россия входит во все ключевые рабочие группы КП: по статистике, по мониторингу, по экспертизе по алмазам, по участию в КП, по правилам и процедурам, по отбору новых участников и по аналитическим обзорам КП. Иначе говоря, русских там ценят, любят и стараются в обиду не давать — нет ни одной другой страны в мире, которая платила бы в КП такие взносы.
Для понимания того, что будет сказано дальше, важно еще вот что: в свое время российские алмазодобытчики воевали с Де Бирс так, что только шуба заворачивалась — пока однажды ее глава Марк Гутифани не прилетел в Москву на частном самолете и не добился личной встречи с ужасным тираном, который тогда был по совместительству премьер-министром России. Президентом России был другой человек, который сейчас строчит гневные обличающие посты в Телеграм, но это уже совсем другая история.
С тех самых пор Де Бирс и АЛРОСА наглядеться друг на друга не могут — и так посотрудничают, и сяк повзаимодействуют. Совет да любовь, как говорится.
Но пришли смутные времена и плохие люди — и плохие люди решили разбить это сотрудничество вдребезги.
Страны «Большой семерки» и Европейский союз обсуждают способы отслеживания российских алмазов через границы, шаг, который может проложить путь к ограничениям на торговлю ими в будущем, по словам людей, знакомых с этим вопросом.
Предыдущие попытки ЕС ввести санкции против российских драгоценных камней натолкнулись на сопротивление со стороны стран-импортеров, таких как Бельгия, которые утверждают, что усилия будут тщетными, поскольку транзакции просто переместятся в другое место без механизма отслеживания драгоценных камней.
Тут вот в чем фишка: как только алмаз попадает к огранщику, его «сертификат происхождения» утрачивает силу — в итоге оптовый или розничный покупатель получает «сертификат смешанного происхождения», в котором указана только компания, огранившая или отполировавшая этот бриллиант.
Иными словами, российские алмазы в Индии сразу же становятся только индийскими — а как и откуда они в Индию попали, сие есть тайна за семью печатями.
И это очень удобно, скажу я вам. Русские не зря сидят во всех структурах КП — таким образом мы отслеживаем конкурентов и можем дать по носу самым наглым из них. Что касается Бельгии и Индии, стоит сказать, что мы начали переориентировать поток поставок из Евросоюза в Индию еще в 2014 году, сразу же после введения первых рестрикций — как оказалось, все было сделано правильно.
Люди, знакомые с обсуждениями G-7 и ЕС, сказали, что решение не является неизбежным, потому что отслеживание бриллиантов на мировом рынке чрезвычайно сложно. Тем не менее, два человека сказали, что G-7 может выступить с заявлением по этому вопросу уже на следующей неделе в рамках усилий по поддержанию давления на Россию.
Так вот, общий рынок необработанных алмазов в мире составляет около 250 млрд долларов ежегодно.
По итогам 2014 года Россия опередила Ботсвану по общей стоимости произведенных алмазов и вышла на 1-е место в мире, следует из статистики Кимберлийской ассоциации стран-производителей и импортеров алмазов.
При этом по средней цене за карат Ботсвана по-прежнему лидирует. Россия, которая традиционно уступала Ботсване по цене добытых алмазов, хотя опережала по объемам, в 2014 г. заняла ведущую позицию в обеих номинациях.
Оценка стоимости произведенных алмазов РФ выросла в 2014 г. на 20% до $3,73 млрд, средняя цена за карат — на 19% до $97,47. Эти данные сообщал еще в феврале 2015 года Минфин РФ.
Кроме Де Бирс и АЛРОСА, в мире есть еще и Rio Tinto, но они в 2021 году закрыли австралийское месторождение Argyle, что сразу же вдвое снизило их долю на рынке, с 14% до 7%. Судя по всему, по итогам 2024 года Rio Tinto вообще выпадет из списка добытчиков алмазов в связи с закрытием второго портфельного месторождения Diavic в Канаде.
Грубо говоря, с 2024 года на рынке останутся только два глобальных игрока — при этом доля АЛРОСА в добыче чуть выше, чем доля Де Бирс. Канадские Petra Diamond и Dominion Diamond Mines, сотрудничавшие с австралийцами, тоже выпадают из рынка — у них кредитная нагрузка по самую макушку и даже выше — и кроме двух глобальных компаний, никого больше на рынке не остается.
Но самый цимус тут в другом: именно Де Бирс организует в этом тандеме структуру конечных производителей алмазов, уже в ограненном виде — как только на Россию впервые попробовали наложить (накласть, водрузить, нахлобучить — нужное подчеркнуть) рестрикции, как алмазы из Бельгии потекли к далеким индийским берегам. И главную роль в этом сыграл именно Де Бирс, основанный в ЮАР и имеющий сейчас люксембургскую прописку.
Важно понимать, что объем рынка ограненных алмазов примерно в пять раз больше, чем первичных (неограненных). Тут на кону такие деньги, что любые палки в колеса могут встать костью в горле для запихивающего — и если вы еще не заметили, по прибыльности рынок алмазов сопоставим с рынком вооружений или наркотиков.
И вот тут возникает сакральный вопрос.
Не кажется ли вам, дорогие мои, что давненько в Европе политиков не «нейтрализовали», скажем мягко? Нет-нет, я не прогнозирую, упаси Господи, я всего лишь наблюдаю за процессом — и мне кажется, что где-то с 2014 года у Де Бирс растет некое раздражение происходящим.
Напомню, что люди из ЮАР всегда были несколько импульсивны — да хоть Илона Маска вспомните. У Де Бирс очень богатая история с 1988 года — и в ней было очень многое из того, о чем в Де Бирс вспоминать не любят, в том числе и «нейтрализация» неугодных политиков.
Дилетанты нанимают профессиональных киллеров. Такие, как британская разведка и Де Бирс, ищут фанатиков — и если мы вспомним убийство посла России в Турции, убийство японского премьера или смерть Индиры Ганди — все они были совершены фанатиками. Которые даже после своего ареста были искренне уверены, что страдают во имя некой высшей цели.
Фанатики очень удобны. Для них даже не нужны вещества, меняющие сознание — фанатик сам вводит себя в исступление, идя на «богоугодное» дело — а уж кого он там выкрикивает, вообще никому не интересно. Аллах, Христос, Иегова, Заратустра — это уже неважно. Именно фанатик с дикой радостью ведет шахид-мобиль во имя высшей справедливости, в его личном понимании — а тот, кто эту высшую справедливость загружает в мозг фанатика, всегда остается в стороне.
И вот если фрау Урсула в темном переулке у Совета Европы столкнется с подобным фанатиком, я не удивлюсь ни капли — слишком много на этом свете желающих поубавить прыть некоторым политикам.
В основном компании мигрируют, как та же Linde, но есть и другие, которые умеют менять реальность в соответствии со своими целями, а не плыть по течению — так что рейхкомиссарам стоило бы почаще ходить и оглядываться.
Исключительно в профилактических целях.