В Ростове установили памятные плиты в честь освободителей города
Это место захоронения, как зафиксировано на памятной плите, сохранено по личной инициативе коренного жителя хутора Семерники члена Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Михаила Арефовича Евстратова.
Рядом – еще одна плита. На ней надпись: «в знак памяти артиллеристов 3-й батареи 2 гв. ОКАД 4 гв. КККК, погибших у разъезда западнее хутора Семерники 8 февраля 1943 года. Точное место их захоронения не установлено».
– Михаил Арефович Евстратов был фронтовиком, одним из основателей общества охраны памятников истории и культуры в Ростове, – рассказал председатель совета Ростовского регионального отделения ВООПиК Александр Кожин. – Он многое сделал для восстановления исторической справедливости, увековечения памяти бойцов и командиров, погибших в такие же дни 80 лет назад на окраине донской столицы. А когда отца не стало, эту работу продолжил его сын Арефа. Наше общество и служба городских кладбищ его поддержали.
После ответов, которые Арефа Михайлович из разных инстанций получает на свои обращения, возникают всякий раз новые вопросы…
Евстратов-младший рассказал, что хуторяне, в том числе и его родственники, в феврале сорок третьего собирали тела погибших красноармейцев и сносили их на кладбище, что было на окраине хутора. Затем их похоронили в братской могиле на краю погоста (сейчас это Левенцовское кладбище Ростова).
В советские времена велась разработка Левенцовского песчаного карьера. А снимаемый грунт попросту ссыпали в балку на… могилы. Братское воинское захоронение оказалось под многометровым слоем глины и чернозема. Михаил Евстратов вместе с другими земляками-фронтовиками забили тревогу и дошли с жалобами до Москвы. После этого на месте, где под толщей земли было захоронение, появились обелиск и ограда.
Теперь Арефа Евстратов собирает воспоминания очевидцев событий 80-летней давности, обращается в архивы Минобороны и другие инстанции. Уверяет, что белых пятен в военной истории донской столицы периода зимы сорок третьего и конкретно в этом районе еще много.
Из Минобороны ему официально сообщили, что захоронение кубанских кавалеристов в районе «с. Семерниково Ростовской области» (так в письме — ред.) производилось, а вот «факт захоронения военнослужащих 5-й Донской казачьей дивизии области не подтвердился». Посоветовали Арефе обращаться в научно-исследовательский институт Военной академии Генштаба.
Сын фронтовика энтузиаст поиска продолжает свое исследование…
Фото удостоверения члена советского общества охраны памятников истории и культуры фронтовика Михаила Арефовича Евстратова