«Лёдкаст». 15 лет КХЛ. Гость выпуска: Роман Ротенберг
Гостем нового исторического спецвыпуска «Лёдкаста» стал главный тренер СКА Роман Ротенберг, который рассказал об истории создания Континентальной хоккейной лиги, большом пути, который прошли клубы КХЛ за 15 лет, а также о впечатляющем противостоянии двух армейских команд.
На протяжении юбилейного сезона КХЛ будет выпущено несколько специальных эпизодов «Лёдкаста», в которых игроки, тренеры, функционеры и журналисты расскажут самые интересные истории о всех пятнадцати сезонах КХЛ.
0:00 — Гость выпуска: Роман Ротенберг;
0:42 — Об истоках Континентальной хоккейной лиги;
3:29 — Как развивался маркетинг КХЛ в первых сезонах;
6:10 — Изучение успешного опыта российского футбола;
8:22 — О создании линейки атрибутики КХЛ;
9:53 — О важности работы с болельщиками;
11:30 — Зависимость популярности хоккея от качества трансляций;
14:13 — Какой эффект дало создание КХЛ?
19:20 — Как изменилась атмосфера на трибунах за время существования Лиги?
22:20 — О тренерском пути Романа Ротенберга;
30:35 — Как Роман Ротенберг относится к армейскому дерби СКА и ЦСКА?
33:32 — О самых ярких моментах в истории КХЛ;
Новый выпуск «Лёдкаста» также можно послушать на cамых популярных подкаст-платформах — Apple Podcasts, Google Подкастах, Яндекс.Музыке и ВКонтакте.
Также представляем вашему вниманию ответы Романа Ротенберга на некоторые вопросы ведущего.
О создании Континентальной хоккейной лиги
«Первый раз это обсуждалось, когда мы играли в хоккей в команде «Газпром-Экспорт» с Александром Медведевым. Александр Иванович рассказал, что планируется создание Лиги, что ведутся переговоры. Через какое-то время он пригласил меня к себе, предложил обсудить идеи. Были созданы рабочие группы по разным направлениями — по спортивной части, по календарю, по маркетингу, по пиару. Там было немного человек, по два человека на направление. И было поручение готовить документы. Примерно за год до создания Лиги уже шла активная работа. На тот момент мне показалось, что создание Лиги — прогрессивная, продвинутая идея. Мы тогда часто летали в Северную Америку, изучали, как работает НХЛ, летали по регионам России, прилетали, конечно, в Санкт-Петербург на матчи СКА. У меня было понимание, что создание КХЛ, как противовеса североамериканской лиге, чтобы наши ребята оставались играть у нас — хорошая идея».
Об увеличении привлекательности Лиги
«Придумали название, обсуждали, какой будет логотип. Думали о том, в чём будет привлекательность Лиги. Большую работу Александр Иванович провёл, чтобы привлечь сюда игроков высокого уровня. В КХЛ в первом сезоне играли великие игроки — вернулся Яромир Ягр, играл Алексей Яшин. Мы понимали, что это будет большая работа. У меня экономическое образование, поэтому с Александром Медведевым мы обсудили именно коммерческое направление, как правильно запустить маркетинг. Посмотрели на модель работы НХЛ, были разные варианты. Например, думали о том, чтобы привлечь североамериканское агенство, но решили, что лучше создать свою структуру — «КХЛ-Маркетинг», которая успешно работает и по сей день. Это был интересный вызов, и это честь для меня — быть у истоков КХЛ. Видел, как создавались все направления, как формировался первый календарь. Первые шаги делались практически на кухне — не было кабинетов, не было офисов, встречались на кухне «Газпром-Экспорта». Собирались профессионалы, представители клубов, думали о том, как сделать более интересный чемпионат, чтобы была конкуренция, чтобы болельщики приходили на трибуны. В Санкт-Петербурге, например, был пример «Зенита», в Москве на «Спартаке» были полные трибуны. Поэтому смотрели и на то, как работают коллеги в футболе. Смотрели игры, изучали опыт, обменивались идеями, искали, что мы можем принести в КХЛ, чтобы выстроить успешную модель и раскрутить Лигу и составить конкуренцию футболу, который на тот момент ушёл в отрыв. Нужно было вернуть хоккей на орбиту, вернуть ему былую славу!»
О работе с болельщиками: атрибутика и качество трансляций
«Пытались создать что-то своё, с учётом нашей культуры, с учётом наших болельщиков. Не стремились копировать, но изучали линейки атрибутики, сравнивали, проверяли, можем ли мы делать аналоги. Стремились устанавливать приземлённые цены. Надо было попасть в ту ценовую категорию, которая устроила бы болельщиков. Сейчас, например, в Санкт-Петербурге линейка атрибутики и по цене, и по качеству устраивает наших болельщиков. Нужно, чтобы люди болели, давали энергию команде. Многое мы реализовали в Санкт-Петербурге. Многие клубы КХЛ берут пример с нас, к нам приезжали представители разных клубов, применяли наш опыт, развивали. Хорошо, что мы смогли это масштабировать, что это применяется в разных городах. Люди ходят на хоккей, строятся новые стадионы. Но мы максималисты, мы хотим стать ещё лучше. Хоккейный продукт КХЛ не отличается от продукта НХЛ. Да, там собрано много отличных игроков, но главное — там отличная инфраструктура и хорошая телевизионная картинка. Если команда играет при плохом освещении, в старом сооружении, никакого эффекта не будет. Уровень хоккея близкий. Есть ребята у нас, которые могли бы играть в НХЛ, там есть команды, которые у нас не факт, что были бы в топе. Поэтому нам нужно работать над тем, чтобы была сопоставимая картинка».
О прогрессе команд КХЛ за пятнадцать лет
«Например, СКА прошёл путь от команды Невского района с минимальной посещаемостью до команды, которая выигрывала Кубки Гагарина, у которой стопроцентная заполняемость арены, и которая имеет экономическую прибыль. Это огромный труд всех клубов! Ожидали определённого эффекта уже в первых сезонах, но, это был непростой процесс. Клубы не сразу были готовы к изменениям — к смене размеров площадки, к новым стандартом освещения дворца. Был выбор — инвестировать в инфраструктуру или в покупку игроков. Поэтому бывало, что мы сталкивались с сопротивлением, надо было убедить каждого менеджера, каждого руководителя команды. Но мы должны развиваться, должны быть лучшей лигой в мире. У нас всё для этого есть, талантливые хоккеисты, яркий стиль. Многие говорят, что сейчас команды играют от обороны. Даже если и так, то это временно — у нас в крови яркий, комбинационный хоккей. В итоге мы все вернёмся к этому, это наша культура. Мы идём к этому. Всё развивается, это видно. Летаем по регионам, и видим, какая замечательная атмосфера. В Уфе, в Магнитогорске, в Казани. В Нижнекамске особая атмосфера на арене. Это очень интересно! 15 лет назад этого ничего не было, а сейчас болельщики приходят на трибуны в атрибутике, клубы что-то придумывают. Эту работу видно. Люди ходят на трибуны, улыбаются — значит, мы всё делаем правильно!»
О тренерской карьере
«Можно сказать, что я вернулся к истокам. Я много играл в детстве, проводил всё свободное время на катке, играл за разные команды. В принципе, планировал карьеру хоккеиста, но мама была категорически против — она видела в этом много рисков. Потом ещё в команде ребята получили серьёзные травмы… Поэтому, получив образование, я работал над популяризацией хоккея. Но когда мне выпала возможность работать именно с клубом — это было интереснее. Из одного клуба можно сделать хороший пример для всех. Пятнадцать лет назад я не мог представить, что стану тренером, но если есть возможность развиваться — надо этим пользоваться. Здесь всё взаимосвязано — чтобы добиваться результата, надо понимать, как работает маркетинговая служба, инфраструктура, хоккейная вертикаль, клуба. Свой опыт я сейчас применяю ежедневно в работе. Если бы я не видел, что могу помочь команде, городу, я бы этим не занимался. Но я вижу, что вместе мы можем добиться серьёзных результатов».
Об армейском дерби
«Интересно, как всё получилось. Сложилось много факторов. Культурная столица против столицы страны, сильные составы… Дерби началось, когда мы вытащили серию с 0-3 (речь при финал Западной конференции в 2015 году — прим.). Все начали об этом говорить, это был импульс для противостояния. Думаю, что история армейского дерби только начинается, впереди будет ещё много интересных игр с ЦСКА. Это сильная команда, у нас разные подходы в плане философий команд, а это интересно болельщикам. Да и в советское время игроков забирали из СКА в ЦСКА — Касатонов, Гусаров, Дроздецкий все начинали в СКА. Это тоже добавляет принципиальности. Но ключевым был 2015 год, та серия сделала армейское дерби противостоянием, которое интересно всем. Это суперсерия, и она продолжается!»
О самых ярких моментах в истории КХЛ
«Это был судьбоносный момент. Мы, при всех наших возможностях, при сильнейшем составе, сильнейшем тренерском штабе проигрывали серию в одну калитку 0-3. Я был раздражён, это вызывало недоумение. В такой ситуации надо постоянно что-то корректировать в ручном режиме. Тогда у меня появилось понимание, что недостаточно просто собрать состав и поставить хороших тренеров. В истории Лиги было много ярких моментов — Матч Звезд на Красной площади, финал 2017 года, подготовка к Олимпийским играм. Это был особый опыт. Первый финал Кубка Гагарина запомнился, когда выиграл «Ак Барс». История «Динамо», когда рабочая команда за счёт трудолюбия выиграла два Кубка. Это тоже было интересно. Когда Магнитогорск выиграл финал против пражского «Льва». Много впечатлений. Последний Матч Звезд был интересен — раньше был организатором, теперь побывал участником. Это вдохновляет и придаёт сил. Но думаю, что самые яркие события — впереди!»