Российские психологи продолжают оказывать помощь мирным жителям, эвакуированным из зоны СВО
Елена – сотрудник Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ Московского государственного психолого-педагогического университета. До этого работала в МЧС России.
В пунктах размещения (ПВР) для эвакуированных с новых территорий психолог встречала людей, которые покинули дом практически с пустыми руками. Мужчина с одним целлофановым пакетом показывал его и говорил, что теперь здесь всё его имущество, вся его жизнь. Слушать это Елене было очень больно.
– Первые несколько дней по прибытии в ПВР люди обычно заняты оформлением документов, устройством быта и так далее. И только спустя несколько дней они расслабляются и к ним приходит понимание, что теперь они в безопасности. На этом этапе у переселенцев могут проявляться реакции на стресс. Кто-то может заплакать, у кого-то наблюдаются истероидные проявления, дрожь.
По словам Елены, всё это – способ выплеснуть накопившийся страх и тревогу. Поэтому так важно, чтобы психологи были рядом:
– Иногда достаточно выслушать человека, просто посидеть рядом. Бывает и так, что ответной реакцией становится агрессия. Она может быть направлена вовне, но хуже, когда негатив направлен внутрь. Например, человек может винить себя за то, что вовремя не уехал или не смог что-то сделать, кому-то помочь. Чувство вины – эмоция для человека разрушительная. Зачастую оно абсолютно иррационально и никак не связано с реальной виной. И психолог должен постараться помочь человеку, перевести чувство вины в чувство сожаления. Это нужно, чтобы впоследствии люди могли пережить и принять своё новое положение, найти силы жить дальше.
Если агрессивная или истероидная реакция возникает в группе людей, то цель специалиста – вывести такого человека из толпы, ведь эти реакции могут быть заразительны
А бывает, что человек находится в апатии, у него нет сил ни на что реагировать. Ему трудно ходить и даже говорить. Лучшее лекарство тут – отдых и сон. Они могут отказываться есть, пить. В арсенале специалистов есть различные наработки. Например, предоставить выбор: что вам принести – чай или воду? Часто человек соглашается попить.
Некоторые считают, что дети переносят стресс тяжелее взрослых. На самом деле малыши часто транслируют эмоции близких. Поэтому работать надо, прежде всего, с родителями. Детей постарше можно отвлечь, переключив их на какую-то деятельность:
– Например, им можно дать набор для рисования. На одном из выездов у нас кончилась бумага, но остались краски. Тогда наши психологи пошли к ручью, набрали плоских камушков, обточенных водой, и дети с удовольствием рисовали прямо на них.
Источник: gazetametro.ru