С ТРУПОМ В КОВРЕ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Весь мир шокировала новость о том, что миллиардер и экс-президент Америки Дональд Трамп похоронил свою первую жену Иванку на поле для гольфа. Но дотошные юристы быстро раскусили его хитрый маневр. Оказывается, в США места для погребения не облагаются налогами, и теперь, переиначив поле для гольфа в кладбище, Трамп экономит 80 тысяч долларов в год. А, кроме того, появились богатенькие чудаки, изъявившие желание упокоиться на столь элитной лужайке. Для них могилки Трамп продает по 300 тысяч баксов за штуку.
Российские казусы вокруг похоронного дела не столь изящны и прибыльны, но и здесь без выгоды не обходится. А уж по части пренебрежения к морали россияне с американцами соперничают на равных.
Например, один ловкий парень из города Копейска, что под Челябинском, завернул родного папу в ковер, отнес его в гараж и… спокойно получал пенсию за почившего родственника.
И это не единственная его выгода. Сейчас мы вам расскажем об этой удивительной истории, и почему ему за это ничего не было.
По криминальной статистике, наиболее популярным упаковочным материалом для покойников, умерших по необычным обстоятельствам, является ковер. Действительно, очень удобно: закатал в него мертвеца, и транспортируй, куда и как угодно.
КОВЕР, КАК УПАКОВКА ДЛЯ ТРУПА
В городе Волжском Волгоградской области произошел анекдотичный случай по этому поводу. Полицейский патруль ранним утром увидел, что по улице Пушкина топает мужчина с ковром на плече. Остановили. Он положил ношу на землю, и мягко так говорит: «Не разворачивайте, не надо. Вы увидите там то, что не надо видеть. Труп там».
Дальше он пояснил, что его приятель зарезал своего приятеля, закатал его в ковер и все это… подарил нашему знакомому прохожему, мол, делай с этим, что хочешь. Тот решил труп закопать, а ковер почистить и подарить теще на юбилей. Заботливый такой.
А в Перми на улице Гайдара 27-летний парень зарезал девушку, что была моложе его на шесть лет. Закатал в ковер и, чтобы не напрягаться с перетаскиванием, скинул с балкона. Сидевшие во дворе соседи просто обалдели, когда к ним под ноги плюхнулся такой сверток. Другой современный Отелло, убив подружку из ревности, закатал ее в ковер, погрузил с приятелем в машину и отвез на дачу. Дачу подожгли. Тело нашли среди руин, но следователи смогли доказать, что она была убита ножом, и сгорел уже ее труп.
Упомянутый житель города Копейска в этом деле оказался более ушлым. А следствие – менее. Итак, жил в славном шахтерском городе Анатолий Братин (имена персонажей изменены, так как дело еще «горячее»). Вся его трудовая биография связана с нелегким горняцким трудом. 50 лет в шахте – это вам не шутка, есть чем гордиться. Когда первая жена умерла, женился во второй раз. А, чего? Дети (у него – сын, у нее – дочь) уже взрослые, вдвоем веселее. Тем более что «невеста» – давняя знакомая, медичка, заведовала здравпунктом на шахте, весь его организм вдоль и поперек знает. И разница в возрасте – всего год. Он – с 1937, а она, Регина, – с 1938 года рождения.
Жили вместе, вели немудреное хозяйство. Муж тут был голова, копейку к копейке собирал, на книжку складывал. Говорил Регине: все равно накопления общие, я помру – тебе достанется. Она и не спорила. Все в округе знали куркулистость Анатолия. Он как-то в гараже супруги нашел коллекцию пластинок ее дочери, нашел на них покупателя, а деньги – тоже на свой счет положил.
Соседи их микрорайона сталинских двухэтажек частенько потешались над тем, как старик Братин обходит все ближайшие магазины с блокнотиком в руках: цены записывает. Проведет он свой маркетинг и только потом идет покупать продукты, там, где дешевле. Копейка – рубль бережет. Особенно – в небогатом Копейске, где сегодня все шахты закрыты, славное горняцкое прошлое осталось лишь на обелисках.
Такие территории не зря называют «депрессивными». Депрессия там, словно разлита по улицам и душам. Заболела Регина, всех лечила, а себя не уберегла. Худо ей стало, да так, что поняла: 85-летний муж не справится. Решила ехать к дочери в Ленинградскую область. И поехала. Но связи с мужем не теряла, созванивались, со всеми праздниками друг друга поздравляли, новостями об общих знакомых делились.
А прошлым летом Анатолий на звонки отвечать перестал. Что такое? Что случилось? Дозвонились до сына, до Дениса. «Папа в ковидном госпитале лежит, – ответил Денис. – Там сотовые не разрешают».
Потом он рассказывал, что отец в санатории на лечении, потом, что уехал к сестре в другой город, а телефон дома забыл, потом, что диабет обострился, потом, что телефон плохо работает, потом вообще отвечать на звонки перестал.
Так длилось с июня 2021 года. Долго ли, коротко ли, но Регина узнала от соседей, что в их квартире живет Денис с женой, а Анатолия давно не видно. Не встречали его в магазинах, не выходит на связь ни со старыми друзьями, ни с соседями. Даже на День шахтера не пришел, чего раньше не случалось.
Зима уж наступила, когда решили обратиться в полицию с заявлением о пропаже человека.
И только под давлением возможного расследования Денис признался, что его отец умер. Правда, сказал, что умер он недавно, 10 декабря, похоронен на кладбище поселка Злоказово, что в том же Копейске.
Попросили его выслать копию Свидетельства о смерти. Не прислал. В конце января 2022 года УВД по Челябинской области было принято заявление об установлении местонахождения Анатолия Братина. За дело взялись профессиональные сыщики.
Следователям Денис Братин, чистосердечно раскаявшись, поведал, что труп родного папочки спокойно лежит… в боксе №465 гаражного кооператива. Гараж принадлежит жене отца, но он взял самовольно ключи, находившиеся в квартире умершего.
Дело, по версии сына, было так. Денис понял, что уходит в очередной запой, который длится у него обычно три дня. Потому отцу, который почти не вставал с постели после инсульта (диагноз сына, а не медицины), он оставил рядом с кроватью еды на три дня и спокойно запил, находясь в различных точках, именующихся «дном». «Впрочем, если пить, то нет разницы уже», – уверяет бард Олег Митяев, родившийся и выросший неподалеку от этих мест.
Когда же наш герой, пропившись, вернулся в квартиру отца, обнаружил его мертвым. Тогда он завернул тело в ковер и отвез в гараж. Отвез на том автомобиле, который купил на деньги, снятые со счета отца. Но то было еще летом. А потом деньги кончились, денег на похороны не было. Правда, сынок потом получал пенсию за умершего отца, но… и эти деньги тоже как-то расходились…
ГАРАЖ, КАК ФИЛИАЛ МОРГА
Малость отвлечемся от мрачного повествования в пользу очередного курьезного случая из судебно-следственной практики.
В подмосковном городе Видное арестовали гражданина криминального образа жизни по подозрению в убийстве. Было известно, что вместе с местным коммерсантом он ездил в Москву получить от кого-то долг в 3000 долларов. Деньги получили, но коммерсант пропал. Криминальный же гражданин подался в… Сочи, а потом – прятался от следствия. В рамках уголовного дела, в гараже подозреваемого был проведен обыск, в ходе которого был обнаружен закопанным труп коммерсанта и… еще два скелета.
Пойманный хозяин гаража заявил: знать ничего не знаю. Кто-то сделал мой гараж филиалом кладбища, но я тут ни причем. Присяжные согласились с доводами жулика, а не следствия. Владелец гаража с тремя трупами пошел гулять на свободу. Удивлены? О, на этой ниве и не такое бывает!
Предприниматель из небольшого города Ворсма почти официально в гараже хранит умерших. Он поставил туда холодильную камеру и организовал при своем бюро ритуальных услуг частный морг. Мол, мой гараж, что хочу там, то и храню.
Администрация городка разводит руками: предприниматель имеет право использовать свое имущество для работы. При чем тут моральные издержки окружающих?
Ведь и Дональд Трамп своим имуществом владеет в полной мере, нарезал 300 участков для желающих полежать рядом с его Иванкой. Так что – это мировая практика, можно сказать.
Вот и Денис Братин уложил папу в ковер, увез в гараж и продолжил спокойно жить-поживать, даже машину свою новенькую туда ставил. А, что, так и в Москве на балконе многоэтажки, расположенной на Ангарской улице, хранился труп женщины, завернутый в полиэтиленовый пакет и ковер. Умершей оказалась 87-летняя владелица жилья, она скончалась почти полгода назад. При этом на протяжении этого времени в квартире находился ее 45-летний сожитель, рассказал телеканал РЕН ТВ. Пара жила вместе около десяти лет. На теле пожилой женщины не нашли следов насильственной смерти. Выходит, сожитель ни в чем не виноват: ну, морально, конечно, не хорошо, а дело не сшить никакими нитками.
Вот и копейские сыщики не нашли на теле почившего Анатолия никаких следов. Тело просто мумифицировалось. А судмедэкспертиза дала заключение, что причина смерти – «гнилостные изменения». Получается, заживо сгнил? Причем, дату смерти проставили… со слов родственника. То есть, со слов сына, со слов подозреваемого.
В этом деле есть масса нестыковок, скользких моментов, недорасследованности. Конечно, можно было бы подозреваемого прогнать через полиграф, можно было бы отправить тело в судмедэкспертизу высшей инстанции, но…. Для того тут и приведены примеры беспомощности полиции в подобных делах, чтобы понять логику действий правоохранителей: незачем напрягаться, если судебная перспектива по таким делам призрачна.
Факт убийства (ст.105 УК РФ) – не докажешь. Синяки на теле покойного сын объяснил частыми падениями отца, а доводы подследственного трактуются в его пользу. Нехорошо, конечно, аморально закатывать папу в ковер и бросать в гараже, словно хлам, но ведь он объясняет это обстоятельством отсутствия денег и позднее все же похоронил покойного. Статью 244 УК РФ – надругательство над телом умершего – тоже вроде как проблематично применить, сын ведь не истязал мертвое тело отца, не выставлял его голым и т.п. Он его уважительно завернул в ковер и аккуратно складировал в гараже. Незаконно полученные деньги, когда вскрылась махинация с умершим пенсионером, Денис в Пенсионный фонд вернул, ПФР к нему претензий не имеет. Есть, правда, еще статья 125 УК РФ, которая предусматривает наказание за оставление человека в опасной ситуации. Но и тут надо доказывать намеренность его действий. А наказания по 244 и по 125 – штрафы (40 и 80 тыс. руб. соответственно), ну, или максимум 1 год принудительных работ. Мелочь. Даже мараться не стоит.
Потому правоохранители выносят вердикт об отсутствии в действиях Дениса Братина состава преступления. Морально-нравственные аспекты здесь не учитываются, аморальность неподсудна. Таким образом, сын становится законным наследником имущества покойного. Имущества, которым завладел сомнительным способом.
То есть, если есть у вас пожилой родственник, гараж и ковер, то, соединив это все вместе, вы можете стать добропорядочным наследником всего имущества вашего покойника. Такой вот лайфхак для недобропорядочных, аморальных наследников. Не лайфхак, а просто лафа: у тебя все будет, а тебе за это ничего не будет!
Справедливости ради, заметим, что все же есть в российском правосудии один прецедент, словно списанный с этого дела.
Давайте перейдем к сухому слогу практики Верховного суда РФ: «Следует квалифицировать как надругательство над телом умершего его не захоронение по низменным (корыстным) мотивам, например, для получения за него пенсий и пособий. Подтверждение такой позиции можно найти и в судебной практике: постановление Березовского городского суда Кемеровской области от 23 марта 2011 года по делу № 1-71-2001. В таких ситуациях виновный осознает общественную опасность деяния, понимает характер своих действий, которые нарушают нравственные нормы, предвидит возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде не захоронения тела, порчи имущества, и желает их наступления, так как совершает действия, ведущие к таким последствиям. При этом он сознательно своими действиями вызывает такие последствия, воспринимая их как необходимые издержки для достижения своих корыстных целей».
Если же дело повернуть именно таким образом, то, согласно п.1 ст.1117 Гражданского кодекса РФ, не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые умышленно совершили действия во вред наследодатели, специально для получения этого наследства. То есть, справедливость торжествует. Все полученное наследником, отстраненным от наследования, имущество должно быть возвращено в полном объеме. Правда, сможет ли выдержать судебный марафон 84-летняя Регина?
Тем не менее, некоторый выход из описанной правовой дыры есть. Конечно, он «сырой», одноразовый. Есть и иная судебная практика. Видимо, депутатам, судейскому сообществу и практикам применения закона следовало бы обратить внимание на ситуацию, конкретизировать зоны и меру ответственности. Закон не должен трактоваться двояко. И не должен противоречить общечеловеческой морали.