Совет Федераций хочет отрегулировать табачный рынок
В Совфеде считают, что необходимо создание регулятора табачного рынка, поскольку сейчас из-за контрафакта бюджет теряет в год около 90 млрд рублей. Участники отрасли с такой оценкой согласны: доля контрафактной табачной продукции растет из года в год. Какие меры предлагаются?
Табак хотят приравнять к крепкому алкоголю. И создать регулятора табачного рынка. С такой инициативой выступили в Совете Федерации. Там напомнили, что из-за отсутствия регулирования потери бюджета от контрафакта составляют порядка 90 миллиардов в год. Поможет ли это снизить долю нелегальной продукции на рынке?
О неэффективности маркировки сигарет глава Минфина Силуанов говорил еще в октябре. В интервью РБК он тогда заявил, что для обеления рынку табачной продукции нужна такая же система контроля, как на рынке алкоголя. Так что в Совфеде ничего нового не придумали, а просто поддержали инициативы министра. Ранее ведомство Силуанова подготовило четыре законопроекта по регулированию табачной отрасли, сейчас они находятся на рассмотрении правительства. Об основных нововведениях говорит главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев:
Максим Королев главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» «В пакете документов самое главное — это требования к лицензированию. Сейчас у нас табачное производство не лицензируется, а закон вводит лицензирование и производства, и ввоза, и оптовой торговли. Розницы вроде не касается. По потреблению уже есть федеральный закон по табаку, а по производству единого документа нет. Есть отдельные документы Минпромторга, Минсельхоза, разрозненные техрегламенты. Рулить всем будет не Минпромторг, Минсельхоз и Минздрав, а единый орган. Скорее всего, это будет какой-то Росалкогольтабакрегулирование».
Пока, впрочем, вместо обеления табачного рынка мы имеем прямо противоположную картину: в последние годы сегмент нелегальной продукции на нем заметно вырос. Продолжает президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов:
Владлен Максимов президент Ассоциации малоформатной торговли «Вырос с 2015 по 2019 годы в 15 раз с 1% до 15%. Сейчас эта доля немного меньше. Плюс есть разница в размере акцизов между Россией и государствами ЕврАзЭС. Этой темой сейчас занимаются, но факультативно».
Главной причиной роста доли контрафакта на российском рынке является регулярное повышение акцизов на табачные изделия. Что уже привело к тому, что пачка премиальных сигарет сравнялась в цене с бутылкой водки. Речь, конечно, о легальной продукции. Но, например, «паленую» водку большинство россиян покупать опасается, прекрасно понимая, что такая бутылка может стать последней в их жизни. К «левым» сигаретам отношение другое: считается, что в них такой же табак, как и в легальных, только стоят они зачастую в два-три раза ниже. В том, что найти такие сигареты даже в Москве не проблема, редакция Business FM убедилась https://www.bfm.ru/news/511547 чуть больше месяца назад.
Власти намерены и дальше повышать акцизы на сигареты согласно обязательствам, которые взяла на себя Россия, присоединившись 14 лет назад к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Комментирует эксперт табачной отрасли Антон Воронов:
Антон Воронов эксперт табачной отрасли «Я думаю, что не нужно повышать акцизы, нужно гармонизировать их в Таможенном союзе. Насколько я знаю, в планах к 2024 году какая-то разумная гармонизация акцизов, акцизной политики во всех странах ЕАЭС, но этого нет. По-прежнему там минимальная цена в России сейчас 112 рублей, в Казахстане — 70, в Беларуси — 35, в перерасчете на наши деньги. Это и порождает весь этот рынок. Нельзя, как говорится, иметь в Беларуси 33 рубля после уплаты всех налогов, минимальную цену, на сигареты, иметь прозрачные границы — они де-факто все равно должны быть прозрачными, потому что это Таможенный союз, и думать о том, что у тебя не будет контрабанды. Будет».
Из личных наблюдений. Минувшим летом на одном из крупных рынков Москвы видел, как два сотрудника патрульно-постовой службы отоварились «левыми» белорусскими сигаретами в одном из ларьков. Ни продавцов, ни самих полицейских это ничуть не смутило.