Портрет неизвестной…Анны Австрийской?
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две работы Жана Нокре - «Портрет неизвестной в образе аллегории Надежды» и женский портрет в образе Дианы. Изучение иконографии Анны Австрийской позволяет с высокой степенью вероятности атрибутировать их как прижизненные портреты этой королевы Франции, ныне известной каждому благодаря «Трем мушкетерам» Дюма
Оба портрета приобретены во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS 30 марта 2011 года. Cabinet Eric Turquin, Paris атрибутировал первый согласно старой этикетке рамы, в которой находилось полотно, написанной орешковыми чернилами: «Tableau de Lady Marguerite Gordon femme de l’amiral Gordon niece du duc de Gordon. Peintpar Largilliere (1656 – 1746) Hay-/gudin/-Biraud» (Портрет леди Маргариты Гордон жены адмирала Гордона и племянницы герцога Гордона. Написано художником Ларжильером (1656–1746)». Но данная атрибуция была опровергнута специалистами Международного института культурного наследия [1, с. 25], и работа заняла свое место в коллекции аллегорических женских портретов Франции XVIII века.
Нокре, Жан Портрет неизвестной в образе аллегории Надежды Франция, XVII в. Холст, масло. Овал 194×154 см БСИИ АSG, инв. №01-2119 |
Нокре, Жан Женский портрет в образе Дианы Франция, XVII в. Холст, масло, 91×72 см БСИИ ASG, инв. № 01-0106 |
Провенанс второго аллегорического портрета кисти Нокре - дамы в образе Дианы - связан с коллекцией Мюрине замка Тур-дю-Пэн, и если история замка представлена в свободных интернет-источниках достаточно полно https://brionnais.fr/wp/tdp/, начиная с XII века, хотя там не встречается имя Мюрине, то в книге Франсуа Минье «История французской революции» упоминается некто Мюрине из совета старейшин, приговоренный к ссылке [2, с. 284].
В подобной ситуации установление личностей портретируемых ориентирует на изучение творческого наследия автора, тем более, что им является известный придворный живописец, и круга его заказчиков.
Жан Нокре (декабрь 1615/1617, Нанси - ноябрь 1672, Париж) - французский художник, наиболее известный портретами французской королевской семьи. Нокре учился в Нанси у Жана Ле Клерка, после его смерти в 1633 году отправился в Рим, где встретил Николя Пуссена. Пуссен счел Нокре излишне самонадеянным и жаловался, что он мог не окончить работу, если получал более выгодные предложения. Когда в 1644 году Нокре вернулся в Париж, его заказчиком неоднократно становился кардинал Жюль Мазарини. В декабре 1649 года Нокре стал официальным художником молодого Людовика XIV. Талантливый портретист, Нокре специализировался на портретах членов королевской семьи, но чаще семьи Филиппа Орлеанского, единственного брата короля, именуемого всей Францией как Месье. Как декоратор он работал над внутренним убранством замка Сен-Клу, расписывая его сценами из греческой мифологии. К сожалению, замок был разрушен во время франко-прусской войны 1870-1871 годов.
Официальное признание пришло к Нокре в 1663 году, когда он был избран членом Королевской академии живописи и скульптуры. Самой известной его работой является групповой портрет «Людовик XIV и его семья как боги Олимпа».
Нокре, Жан Людовик XIV и его семья как боги Олимпа (1670). Холст, масло. 306 х 426,5 см. Версаль, национальный музей замков Версаля и Трианона
Не известно, кто заказал это большое полотно художнику, но его современники утверждают, что оно предназначалось именно для замка Сен-Клу. Портрет был написан в 1670 году, когда Нокре, как и вся художественная элита Франции, был вдохновлен идеями классицизма. Отбирая мифологические образы античности, он создает изысканную композицию, придающую королевской семье флер божественной гармонии. Людовику XIV было тогда 32 года, его брату Филиппу 30 лет; они оба представлены в окружении многочисленного семейства, члены которого не просто облачены в античные костюмы, но представляют узнаваемых античных богов и богинь.
Семья расположилась на лоне природы, в местности, напоминающей одновременно и Аркадию, и Олимп, каждый ее член запечатлен в эффектной театральной позе, с совершенным, подобно античному божеству, телом, но с узнаваемым лицом конкретного исторического персонажа. Королева Анна Австрийская помещена точно в центре композиции, именно она олицетворяет связи – кровные или супружеские, соединяющие всех лиц, изображенных на портрете. Дочь Филиппа III Испанского, жена Людовика XIII, мать Людовика XIV и Филиппа Орлеанского, она держит в руках земной шар, символ неограниченной власти, которой она обладала в качестве регента во время несовершеннолетия короля. Изображенная в виде Кибелы, богини плодородия и одновременно матери всех богов, королева Анна является связующим звеном между прошлым и настоящим Франции.
Она также объединяет две ветви семейного клана, сосредоточенные вокруг ее сыновей: слева - Филиппа Орлеанского, справа - Людовика XIV, короля-солнце. Чтобы подчеркнуть абсолютное превосходство короля, образы Юпитера-Луи и Юноны-Марии-Терезы расположены в правой части композиции на мраморном постаменте под алым балдахином, который поддерживают двое атлантов. Внеземное происхождение королевской власти подкреплено метафорическим сиянием – богатой золотой мантией, скипетром, увенчанным сияющим солнцем. Тема света является центральной в картине: Людовик XIV олицетворяет солнечный свет, который его кузина Великая мадемуазель (изображенная справа в образе Дианы) отражает как Луна, а его брат Филипп Орлеанский (левый край композиции), уподобленный Утренней звезде, символизирует Рассвет. Таким образом «солнечная» фигура короля доминирует над всеми членами семейства Бурбонов и организует всю композицию картины.
Рядом с Марией-Терезой маленький дофин Луи изображен Гименеем в лавровом венке, как и отец, в то время как его сестра Мария-Тереза держит гирлянду цветов, а его брат Филипп-Шарль в образе Купидона опирается на колено матери, тем самым, семейная связь короля-солнце укрепляется темой любви. На заднем плане, между Людовиком XIV и Анной Австрийской, изображены Грации, три дочери Гастона Орлеанского, дяди короля. В левой части Генриетта Английская, жена Месье, стоит в образе прекрасной Флоры, богини весны, а их дочь Мария-Луиза изображена в виде бабочки Ирис. Наконец, в крайнем левом углу сестра Людовика XIII и королева Англии Мария Генриетта Французская крепко держит трезубец Амфитриты. Считается, что ее образ воссоздан по портрету, выполненному Питером Лели, ныне утраченному.
Трое из малышей на переднем плане (двое детей Людовика XIV в виде портрета и двое детей Филиппа Орлеанского, играющие на лире) умерли во младенчестве, Анне-Марии Орлеанской в момент написания картины был один год.
Этот Пантеон Бурбонов, где образ и местоположение каждого определяются его связью – кровной или семейной – с королем-солнце создан с целью возвеличивания монарха. Визуализация солнечной метафоры достигла своего пика в 1670-х годах, когда аполлонический миф воплотился в украшениях Версальского дворца, подчеркивая объективность титула «Короля-солнце». Однако в период создания картины некоторые персонажи уже умерли, например, Генриетта Французская и Анна Австрийская. Только двое детей, нарисованные на небольшой картине, расположенной на переднем плане, условно и явно отсылают к теме смерти. Внутренняя иерархия королевской семьи также обозначается позициями (сидя или стоя в соответствии с рангом) и местом, занимаемым в пространстве картины.
Молодая инфанта Испании Анна Австрийская, старшая дочь Филиппа III, родившаяся в 1601 году, стала королевой Франции, выйдя замуж в 14 лет за своего троюродного брата - Людовика XIII. Только в 1638 году королева родила ребенка, Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный), будущего Людовика XIV. Материнство стало важным поворотным моментом в жизни Анны Австрийской, которая таким образом обретает статус матери наследника трона, которого на протяжении многих лет с нетерпением ждала королевская семья. Отношения с Людовиком XIII, отмеченные напряжением и даже конфликтом, теперь имели все основания для установления гармонии, хотя на деле этого и не произошло. В 1643 году, когда король умер, Людовику XIV было всего пять лет, и Анна Австрийская приняла на себя регентство французского королевства. Вдова и мать короля, она ревниво защищала власть своего сына, во многом полагаясь на поддержку кардинала Мазарини.
Внешность Анны Австрийской современники описывали в превосходных тонах: высокий рост, истинно королевская походка, то голубые, то отливавшие изумрудом глаза, полные нежности и в то же время величия. Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, чуть выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома Габсбургов, - она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение. Кожа ее славилась нежной бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах. Наконец, волосы королевы, белокурые в юности и постепенно принявшие каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, очаровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько менее яркой окраски, а самый требовательный скульптор - больше тонкости в линии носа.
Сравнение образов с портрета неизвестной из БСИИ и Анны Австрийской позволяет говорить не просто об их сходстве, а практически об идентичности.
Нокре, Жан Портрет неизвестной в образе аллегории Надежды Франция, XVII в. Холст, масло. Овал 194×154 см БСИИ АSG, инв. №01-2119, фрагмент |
Нокре, Жан Людовик XIV и его семья как боги Олимпа (1670). Холст, масло. 306 х 426,5 см. Версаль, фрагмент |
К числу признаков, позволяющих говорить о том, что портрет представляет одну и ту же даму, относятся овал лица с заостренным маленьким подбородком со складочкой под ним, коротковатая для роста шея, красивый ровный высокий лоб с идеально плавной линией роста волос, большие широко расставленные глаза в мясистых веках, дугообразные брови, крупный расширяющийся книзу нос с провисающим основанием, и типично габсбургский рот с выпяченной нижней губой, которую Анна Австрийская привыкла поджимать, от чего милые ямочки в уголках рта становились еще заметнее.
Разумеется, на семейном портрете Анна Австрийская старше, овал лица немного «поплыл», верхнее веко стало еще больше нависать над подвижным, контур губ стал не таким четким… В период написания картины ее уже несколько лет, как не было в живых, так что мы беремся утверждать, что Нокре писал ее не по памяти, а по прижизненному портрету, находящемуся ныне в БСИИ, использовав даже костюм, хотя и изменив некоторые детали.
Портреты Анны Австрийской многочисленны, как и подобает всякой инфанте, а затем и королеве, тем более великой европейской державы. При этом дошедшие до нас демонстрируют удивительную разницу в ее внешности. Написав Анну Австрийскую в возрасте 20 с небольшим лет, дипломат Рубенс гениально написанным платьем из бархата и золотого шитья, королевскими покоями, изысканно-простым букетом отвлекает внимание зрителя да и самой модели от того, как вольно он обращается с чертами ее лица, в отличие, скажем, от Франса Пурбуса Младшего, писавшего Анну за несколько лет до Рубенса – в 1616 году.
Рубенс, Питер Пауль Портрет Анны Австрийской, королевы Франции (1621-1625). Холст, масло. 85х67см. Лувр |
Пурбус, Франс Младший Портрет Анны Австрийской (1616). Холст, масло. 100х76 см. Карлсруэ |
Но в дальнейшем развитие получила трактовка внешности Анны Австрийской именно этого художника, так ее писали братья Бобрены, Шампень, да и тот же Нокре.
Нокре, Жан Женский портрет в образе Дианы Франция, XVII в. Холст, масло, 91×72 см БСИИ ASG, инв. № 01-0106, фрагмент |
Пурбус, Франс Младший Портрет Анны Австрийской (1616). Холст, масло. 100х76 см. Карлсруэ, фрагмент |
Нокре, Жан Женский портрет в образе Дианы Франция, XVII в. Холст, масло, 91×72 см БСИИ ASG, инв. № 01-0106, фрагмент |
Французская школа Анна Австрийская, королева Франции и ее дети (ок.1645). Холст, масло. 188 х 185 см. Версаль, фрагмент |
Французская школа Анна Австрийская (ок. 1650), фрагмент |
Сравнение важнейших деталей облика – глаз, складки губ и т.д. – позволяет утверждать, что и на втором портрете - Женском портрете в образе Дианы кисти Нокре изображена королева Анна Австрийская.
С 1643 года Анну пишут в образе матери, что обретает особое значение, поскольку портрет становится каналом манифестации власти, связь с королем (умершим или несовершеннолетним) подчеркивается, чтобы укрепить королевскую власть, ослабленную малолетством Людовика XIV.
Бобрен, Шарль Анна Австрийская королева Франции (1643) |
Французская школа Анна Австрийская, королева Франции и ее дети (ок.1645). Холст, масло. 188 х 185 см. Версаль |
Картина из Лувра принадлежит к типу династических семейных портретов, не известны ни автор, ни точная дата ее написания, 1645 год определен по возрасту детей. Вторая картина — работа братьев Шарля и Анри Бобренов, двух талантливых художников-портретистов, специализирующихся на женских придворных портретах, вероятно, датируется 1650 годом - разгаром Фронды. Анна Австрийская запечатлена одна, но со всеми атрибутами безраздельной королевской власти.
Бобрен, Шарль и Анри Анна Австрийская, королева Франции (ок. 1650). Холст, масло. 113,3 х 116,2 см. Версаль |
В обоих случаях художники изображают Анну Австрийскую сидящей в три четверти, что является традицией ее портретов со времен полотен Рубенса. Лицо королевы обрамлено кудрями в соответствии с модой середины XVII века – и украшено простым ожерельем из жемчуга и подходящими серьгами-подвесками.
На первой картине королева запечатлена в окружении сыновей: Людовик XIV слева (родился в 1638 году), Филипп Анжуйский справа (родился в 1640 году). Королевская корона помещена на богатом предмете мебели рядом с маленьким Людовиком XIV, чтобы напомнить нам, что он является хранителем суверенной власти. Королева привлекает Филиппа материнским жестом, удерживая его подле себя, в то время как правую руку она кладет на предплечье своего старшего сына, чтобы показать, что она ведет его, даже если он король. Единственная, кто носит одежду с геральдическими лилиями, Анна Австрийская уверенно позирует между двумя своими сыновьями в роскошном розовом платье. Людовик XIV изображен в золотом детском платье; как и его брат, он носит синий шнур и крест Ордена Святого Духа.
У братьев Бобрен Анна Австрийская одна занимает все пространство картины. Сидя на мягком стуле, она одета в богатое парадное платье с геральдическими лилиями и окаймлением из горностая, которое также является ее шлейфом. Пара перчаток небрежно лежит на столе, покрытом ковром с теми же золотыми и красными узорами, что и стул. В целом в декоре преобладают золотые и красные тона, на фоне которых резко выделяется бело-голубое платье. Перчатки и платье явно относятся к французской королевской семье и, следовательно, к церемонии воображаемой коронации, поскольку Анна Австрийская никогда не была коронована королевой Франции (последней коронованной королевой во Франции была Мария Медичи). Она законно носит все атрибуты королевской власти как регент.
Интересен еще один портрет королевы, исполненный Шарлем Бобреном, где Анна Австрийская запечатлена в ожидании своего первенца.
Бобрен, Шарль Анна Австрийская на восьмом месяце беременности будущим Людовиком XIV |
Неизвестный автор. Анна Австрийская и будущий король Людовик XIV . (1639). Версаль |
Неизвестный автор. Анна Австрийская и будущий король Людовик XIV(1639) Версаль, фрагмент |
Масса других художников писали Анну Австрийскую, не отступая от традиции изображать ее в трехчетвертном портрете, только Филипп де Шампень нарушил это правило, что сразу же сказалось на облике королевы. Облик стал старше, тяжелее, не видны красивые глаза и необычный выразительный рот королевы.
Шампень, Филипп де Анна Австрийская с детьми молится Святой Троице со святым Бенедиктом и его сестрой святой Схоластикой (1640-е)
Французская школа Анна Австрийская (ок. 1650)
Одним из последних портретов Анны Австрийской стала работа Симона Ренара де Сент-Андре, запечатлевшая ее с невесткой Марией-Терезией.
Сент-Андре, Симон Ренар де Анна Австрийская с королевой Марией Терезой (1664)
Завершая материал, считаем необходимым отметить следующее: идентификация человека, изображенного на портрете, предполагает решение двух проблем для того, чтобы результат идентификации не вызывал вопросов. Первая из них, – однозначное понимание и толкование признаков внешности, с помощью которых осуществляется идентификация. Мы отобрали те элементы внешности, в первую очередь, лица королевы, что получили множественное описание в исторической и мемуарной литературе – овал лица, глаза, губы, нос, позволившие идентифицировать изображенную на портретах из БСИИ неизвестную как Анну Австрийскую.
Второй аспект – оценка достоверности отображения признаков внешности на исследуемых портретах – представляется еще более убедительным, оба портрета соответствуют иконографии этой королевы, более того, один явно репродуцирован автором в еще одной работе - картине «Людовик XIV и его семья как боги Олимпа».
А вот тот факт, что два портрета через 350 лет после их написания сошлись в одном собрании – Большом собрании изящных искусств ASG, достоин сюжета приключенческого романа в духе Дюма.
Светлана Бородина
Источник: Портрет неизвестной…Анны Австрийской?