«Отображать время и давать отдых»
Такова миссия художественных галерей, по мнению известной галеристки Светланы Сажиной
Такова миссия художественных галерей, по мнению известной галеристки Светланы Сажиной
С 2008 года в тихом Брюсовом переулке, где еще сохранился облик «старой Москвы», работает художественная «Галерея Светланы Сажиной». Хозяйка галереи сумела создать на малом пространстве такую уютную вселенную, что хочется посещать это место как можно чаще. Однако, сегодня большой мир, переживая глобальный кризис, становится реальной угрозой для подобных «малых миров».
Об этом мы говорили со Светланой Сажиной и художницей Евгенией Кокоревой, Членом Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, чьи работы находятся во множестве известных коллекций по всему миру.
– Время у нас сейчас интересное, про такое китайцы говорили, что не каждому пожелаешь жить во время перемен…Но музы-то не молчат? Выставки, галереи как себя чувствуют? Как выживают маленькие галереи? Удается держаться на плаву? И какие у вас планы дальнейших выставок?
Светлана Сажина
– Я думаю, что у галерей и вообще у культуры есть такая миссия – с одной стороны – отображать время, а с другой стороны – давать человеку отдых. И давать возможность задуматься о жизни. О вечном. Не о жизни конкретно в периоде год или три года, а о более продолжительном периоде. Я понимаю, что когда люди смотрят на красоту, и задумываются не о том, что у них дома и что на работе, то им становится легче жить.
Востребованность искусства стала гораздо больше. Теперь я хорошо вижу, как людям очень важны качественные впечатления, когда в других областях – тревога, беспокойство… И я тоже читаю новости, и я тоже волнуюсь. Но я вижу все больше посетителей, которые приходят на выставки и уходят отдохнувшими. Сейчас получать качественные впечатления – это очень важно.
Евгения Кокорева
– Вы сказали маленькие галереи, то есть небольшие, рассчитанные не на самых богатых людей. Но я не согласна с такой характеристикой. Галерея не бывает маленькая. Бывает помещение маленькое… А характеристика галереи зависит от того, что она показывает, что она демонстрирует. Галерея может демонстрировать одну работу, и эта работа может перекрыть информационно своим качеством целую экспозицию. Так что все зависит от того, что галерея выставляет, что галерея показывает, кого показывает. Какова тема, какова подача… Тут огромное количество факторов. И чем галерея больше учитывает множество вот этих факторов: и содержание, и техника, и участие художника в общественной жизни своей страны, своего государства…
– И сегодня, в кризис, после пандемии и еще более трагичных событий, кто-то продолжает вкладываться в искусство?
Светлана Сажина
– Да, у меня есть продажи. Жизнь продолжается. Раньше в августе у меня всегда был отпуск, а в этом году не было. Ко мне постоянно шли посетители. Некогда было на неделю уехать на дачу. У людей была потребность прийти посмотреть картины.
Какие-то меняются вещи. Вот сейчас, например, вырос спрос на скульптуру, которая раньше спросом не пользовалась. У людей переключается точка внимания. Раньше человек обращал внимание на бусы, а теперь он стал задумываться о картине, о скульптуре.
Евгения Кокорева
– Я могу подтвердить. Ко мне в мастерскую пришел один человек и говорит, а вот это вот, эта скульптура, продается? Я никогда не думала, что мне зададут такой вопрос. Я была настолько удивлена, а он до сих пор настаивает на том, чтобы я ее продала. Я не собиралась никогда и даже не задумывалась о цене.
Или вот – у меня в Тарусе было четыре выставки. Много приходило народу, все было нормально, обычно. Но в этом году с 4 июня по 10 июля прошли 4 тысячи человек. 4 тысячи человек за месяц в Тарусе! Это цифра совсем другого порядка, раз в десять больше!
Светлана Сажина
Раньше выставки у меня были распланированы на год с точными датами. Сейчас точные даты планируются на три месяца, а на четвертый я планирую примерные. То есть жесткого графика у меня нет. Этого сейчас нет вообще нигде…
Выставки у нас – вот Михаил Копьев – ближайшая выставка 9 ноября. Я считаю, замечательная. И я сознательно, специально взяла вот такую политическую тему… Автора нет в живых. Но он политическую тему освещал даже с каким-то юмором… Вот когда мы живем сейчас, то все, что происходит при нас, как-то сильно ранит, и мы это воспринимаем болезненно. А когда проходит какой-то период времени, даже небольшой, допустим, 50 лет, мы уже можем с каким-то сарказмом и иронией посмотреть на эти события.
– Что-то переосмыслить… На какого-то политического деятеля посмотреть с другой стороны…
– Да, конечно. Вот я только что распаковала работу «Мы в Сорренто» – там Ленин и Горький плещутся в море, такая картина с юмором. Да была революция, был переворот… Но даже у великих политических деятелей, у великих писателей были такие же моменты радости, моменты отдыха, как и у всех нормальных людей. То есть у нас жизнь многогранная и у политиков жизнь многогранная. У тек, кто вершит какие-то события. Все мы люди…
– И дорога в галереи за катарсисом не зарастает?
– Наоборот, даже расширяется. Великие художники вносят вклад в историю культуры… вообще Земли… я не боюсь этого слова. А что я делаю? Показываю – и все. А вот сейчас я понимаю, что у меня тоже очень приятная роль в этом процессе. У галереи получается очень приятная роль. Мы показываем людям, что есть отдохновение души.
– То есть люди продолжают жить, благоустраивать свои жилища, люди продолжаю нуждаться в том, чтобы видеть прекрасное…
– Конечно. И в праздниках они нуждаются, и в событиях… И, конечно, они понимают, что жизнь скоротечна, и надо себе позволять радости. Надо себе позволять обустроить свой дом… Ну, а как иначе жить-то?
– Без необходимого еще можно обойтись, а вот без излишеств – никак.
– На самом деле, не такие уж это излишества. Какую-то хорошую картину хорошего художника можно купить за вполне разумные деньги. И это будет в твоем интерьере то, что ты выбрал душой.И это будет уже совершенно твой интерьер. Это не открытка или постер, а совершенно живая картина, написанная в единственном экземпляре, которую ты сам выбрал. И уже индивидуальность проявляется – совсем другим становится интерьер. То есть человек становится причастным творчеству, сам становится творцом. Как точно заметил поэт Андрей Дементьев:
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы…
Пока цивилизация еще существует, существует культура.
Справка «НВ»
Татьяна Метакса, заслуженный работник культуры РФ, советник генерального директора Государственного Музея Востока, почетный академик Российской академии художеств.
– В нашей чудесной Москве очень много галерей. Сейчас мне кажется, их уже под 300. И они показывают самое разное искусство. Есть галереи, которые показывают искусство, которое называется актуальным. А есть галереи более спокойные, консервативные, в хорошем смысле этого слова, которые работают с художниками, не изменившими холсту и краскам. То есть с теми художниками, которые не сосредоточились на перформансах и видеоряде, на том, что называется «актуальным искусством»…
Но в понятие «современного искусства» входит всё то, что творят наши современники. И самое главное в творчестве – талант и мастерство художника, его ответственность, как перед современным ему обществом, так и перед будущим. Дело творца – раскрывать в человеке все лучшее, что ему присуще. Дело галериста – максимально профессионально доносить до зрителя замысел художника. Так что роль галерей в жизни нашего искусства будет только возрастать. Общество ясно показывает, что эта работа очень востребована.
Среди вот таких очень приятных, интересных, и высокопрофессиональных галерей, конечно же, можно отметить галерею Светланы Сажиной. Она находится в совершенно чудном месте, рядом с храмом, рядом с улицей Горького. Выставки, которые делает Светлана, они самые разные, ориентированные на человеческое измерение.
Сегодня,как никогда, становится значимым и востребованным искусство реалистическое. Я желаю галерее Светланы Сажиной всяческих успехов. Я думаю, за такими галереями будущее.
Фото Александр Тукмаков, РОСМИПРЕСС
Беседовала: Алла Бурцева