Новый глава РАН прошел путь от инженера до гендиректора "Микрона"
В нашей журналисткой практике, конечно, случаются ранние подъемы, но 7 утра – это жестко. Будучи наслышанной о том, что новый глава РАН – жаворонок и когда он говорит "зайдите утром", это значит, что в 7:30 надо уже быть. Приехали. Едва успели дойти до главного академического подъезда, навстречу – Геннадий Яковлевич.
- А вы вообще спали сегодня?
- Да, конечно, – говорит Красников.
- Я бы волновалась перед первым таким днем. Как у вас?
- Да нет, нормальные рабочие дни. Ничего особенно не поменяется.
Чай получился уже втроем. Красникова ждал один из лучших педиатров страны, глава Национального медицинского центра детской гематологии имени Димы Рогачева академик Румянцев.
- Сейчас все разговоры идут о том, какие планы должны быть впереди. Что является сегодня самым важным?
- Во всех областях самым важным является наука, – считает Румянцев.
Продолжение – за закрытыми дверями. На разговор было всего 5 минут. График президента расписан по минутам. Обратите внимание на то, что пока он работает в своем старом кабинете, а в коридоре у кабинета куча стульев.
Выборы были закрытые и непростые. Фундаменталистов, как здесь говорят, в академии большинство. А тут среди кандидатов в президенты РАН – руководитель не академического НИИ, а успешного акционерного общества. И, конечно, многих ученых это смущало. Победа с большим перевесом. Убедил постановкой задач.
Эти карточки знает каждый москвич. Современные. С чипом. Самое простое, что делают в этих чистых цехах. Геннадий Красников прошел путь от инженера до генерального директора "Микрона". Ровесник Зеленограда. Руководи разработкой микроэлектронных технологий, критически важных для обеспечения государственной безопасности, запрещенных к экспорту в Россию. Курирует весь сегмент – от фундаментальных исследований до отраслевых институтов и внедрения в промышленность.
"Для нас главное – технологии и внедрение этих технологий в изделия. Мы понимаем, что обязаны обеспечить независимость. Хотя бы по базовым основным нашим направлениям. И Академия наук всегда была первой в таких вопросах", – отметил академик РАН, ректор МГУ Виктор Садовничий.
Академия наук – институт особый. Учрежденная Петром Первым, она со времен Ломоносова и Шувалова – мозговой центр России. В провальные 90-е одной из первоочередных целей западной пропаганды был развал нашей академической науки. Устояли, а в микроэлектронике (космической, атомной) во многом благодаря именно Красникову.
Один из самых технологичных видов на Москву со смотровой площадки РАН открывается, и ассоциация здесь прямая. Ученые говорят, что мир вступил в шестой технологический уклад. Развиваются новые направления – генетика, "цифра", квантовая физика – и, конечно, остается наш ядерный потенциал. В этих условиях и у президента, и у академии задача одна – быть использованными под те цели, что стоят сейчас и перед экономикой и перед страной.
Первое решение – о создании отделения РАН в Санкт-Петербурге. Единогласно.
"Мы едва ли не впервые проявили такое единодушие. Это говорит о том, что все понимают остроту момента, что для достижения мощных впечатляющих научны результатов нужно единство", – подчеркнула Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, представитель Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право.
Самый напряженный момент – выборы президиума – новой управленческой команды РАН, в составе более 80 ученых. Только медиков – 12 человек. Врачи себя серьезно проявили пандемию. Теперь очень остро стоит вопрос об импортозамещении, новых технологиях, методиках и тиражировании их в регионы. Онкологи получили задание по разработке радионуклеидов.
Ритм работы у лингвистов, археологов, историков – высокий. Школам и вузам необходимы и, что особенно важно, уже готовятся од эгидой Российского исторического общества новые учебники, основанные на глубоких академических материалах.
Системам наведения и противовоздушной обороны, в картографии и навигации необходимы сверхточные оптические часы. Созданием таких, на атомах тулия, уже занимается коллектив молодых ученых Физического института РАН.
"Высокотехнологичная гонка очень острая. И уповаем мы здесь не только на наши светлые головы, но и на технологическую составляющую, которая сейчас должна тоже очень активно развиваться. Дальше зависит от нас самих, сможем ли мы через 2-3 года создать приборную базу, ту же самую микроэлектронику, чтобы частично хотя бы эти санкции преодолеть. Я думаю, мы справимся", – сказал Николай Колачевский, академик РАН, директор Физического института им. П. Н. Лебедева РАН.
Пока мы с членом вновь избранного президиума РАН Николаем Колачевским разговаривали о целях и задачах, что стоят перед академией и ее новым президентом, послышались звуки рояля. Английская сюита Баха ля мажор. Таинственный физик-пианист на вопрос, как вы думаете, что будет с нашей наукой после избрания нового президента Российской академии наук, выразился иносказательно: "Музыка очень хороша в качестве хобби. А наука – в качестве работы. Очень интересно".
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим" ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.Ru ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.