Русский Шерлок. Аркадий Францевич Кошко
Не так давно вышел российский многосерийный фильм о приключениях Шерлока Холмса в России. Да, несомненно, герой детективов Артура Конана Дойла популярен по всему миру, и этот интерес не угасает, но нам кажется, что в нашей истории тоже есть свои герои-детективы - причем, не литературные персонажи, а реальные люди. И биография у них такая, что позавидует любой сценарист. Одним из таких гениев сыска был Аркадий Францевич Кошко - начальник Московской сыскной полиции.
Наш сыщик родился в 1867 году в Минской губернии в состоятельной семье. По семейной традиции юноша должен был получить военное образование. Закончив обучение в Казанском юнкерском училище, Кошко был определен в один из полков, вот только служба в армии его не привлекала. Но он, кажется, знал, что будет делать дальше... С детства Аркадий Францевич зачитывался детективными романами, его любимым героем был сыщик Лекок - персонаж произведений Эмиля Габорио.
Служба Кошко в полиции началась в возрасте 27 лет, когда он поступил в рижское отделение. Правда, перед этим ему пришлось изрядно разругаться со своей семьей, не одобряющей полицейской карьеры. Отметим, что для дворян служба в полиции не считалось престижной. Но Аркадия Францевича это не волновало - он пошел по стопам своего любимого героя - месье Лекока.
Очень быстро ему удалось проявить себя и продемонстрировать свои незаурядные способности. Кошко не отсиживался в кабинете за дубовым столом - он сам выходил на задания. Используя грим, он пробирался в бандитские притоны, где собирал сведения и вербовал агентов. Благодаря Кошко, раскрываемость преступлений в рижской полиции стала рекордной по стране. В одном только в 1897 году сыщик раскрыл 8 громких убийств!
Через 6 лет службы Кошко стал начальником рижской сыскной полиции. Одним из громких дел, которые раскрыл сыщик, было дело карточных шулеров. Для этого Аркадию Францевичу пришлось научиться разнообразным карточным "фокусам" и даже открыть свой собственный подпольный игральный клуб, куда и заманили преступников. В продолжении рижского периода своей жизни, Кошко удалось значительно снизить уровень преступности в городе. Конечно, такой деятельный сыщик мешал местным криминальным элементам, которые не раз предпринимали попытки его убрать. Но этого не понадобилось...
О делах Кошко стало известно в столице, куда его пригласил на должность своего заместителя Владимир Гаврилович Филиппов - начальник полиции Петербурга.
В Петербурге Кошко продолжал поражать всех своими способностями. Одно из его первых столичных дел - раскрытие банды фальшивомонетчиков, корни которой уходили в Швецию. Кошко продолжал сам выходить на задания, постоянно общался с агентами и всегда был в курсе последних новостей, что и помогало ему успешно вести дела.
Об успехах Кошко вскоре узнал Петр Столыпин, который настоял на присвоении ему генеральского чина. А в 1908 году Аркадия Францевича назначили начальником Московской сыскной полиции. После первой русской революции Москва оказалась наводнена преступниками, нелегалами и революционерами, с которыми и пришлось разбираться сыщику номер 1.
И в Москве Кошко вскоре удалось наладить дела. Сыщик составил уникальную картотеку с делами преступников, применяя антропологические методы дознания, в том числе он одним из первых начал применять практику сличения отпечатков пальцев. В 1913 году благодаря Кошко на международном съезде криминалистов в Швейцарии русскую сыскную полицию назвали лучшей в мире. Раскрываемость преступлений в Петербурге и Москве составляла тогда почти 80%. Сам же Кошко на этом съезде был награжден медалью.
После двух революций 1917-го года жизнь Кошко в России стала невозможной. Преследовали и убивали даже городовых и надзирателей, что тогда говорить о главном сыщике страны! Тем более Кошко не раз переходил дорогу большевистским вождям. Так, он, например, арестовывал Льва Троцкого. Однако Аркадий Францевич не спешил покидать родину. Сначала он с семьей проживал в Новгороде, затем под угрозой ареста бежал в Киев, а оттуда в Крым, где стал помощником барона Врангеля. После поражения армии Врангеля Кошко оказался в Стамбуле, а затем в Париже.
Не раз английские полицейские из Скотленд-Ярда предлагали ему работать у них, приняв английское подданство, но Кошко отказывался, мечтая вернуться в Россию. В последние годы пережить разлуку с родиной ему очень помогали воспоминания - Кошко писал детективные рассказы о своей былой службе, которые пользовались популярностью в среде русской эмиграции.
Скончался великий сыщик в 1928 году в возрасте 61 года.