Спасатель МГПСС рассказал, что он искал на дне Чёрного моря
«Уважаемые отдыхающие и посетители парка, напоминаем вам, что в акватории Москвы-реки купаться запрещено, это опасно для жизни» — с такого обращения по громкой связи к компании людей на пирсе начинается наше совместное патрулирование на катере с Романом Кузнецовым, спасателем-водолазом поисково-спасательной станции «Марьино».
Прежде чем устроиться на работу в МГПСС — Московскую городскую поисково-спасательную службу на водных объектах, Роман в свои 28 лет уже успел вдоволь понырять в глубины Чёрного моря и сходить в рейсы на торговых судах по глади Средиземного.
«Скажу честно, работать спасателем или водолазом я не мечтал, — улыбается Роман, — но эта работа как будто сама меня нашла».
С самого детства спасатель очень любил воду.
«Мне было не важно, пруд это, речка или море. Главное — вода, где я мог вдоволь нырять и плавать, и поэтому мое увлечение в 5-м классе клубом «Юного моряка» было вполне логично для моих родителей. Мои ответы в старших классах на вопросы «Куда потом пойдешь учиться?» тоже были для них ожидаемы», — вспоминает водолаз.
После окончания Колледжа Академии водного транспорта Роман Кузнецов трудился в качестве специалиста по судовождению и параллельно отучился на водолаза, затем служил в армии.
Тогда от большой воды будущий спасатель был далеко, а навыки, полученные при обучении водолазному делу, применять ему не приходилось. Потребовались они намного позднее.
В 2016 году Роман Кузнецов в составе водолазной группы принимал участие в строительстве Крымского моста.
«Наша группа занималась обследованием и расчисткой грунта в местах, куда в дальнейшем вбивались сваи для несущих опор. Сначала дно проверяли с катера аппаратурой, и, если что-то находили, спускались мы — водолазы. Погружения всегда были очень интересными и захватывающими. Вооруженные щупами и металлоискателями, мы часто находили и доставали со дна корабельные снасти и остатки орудий времен Великой Отечественной войны, а иногда находили артефакты и более ранних периодов, например фрагменты древних амфор. Все находки мы передавали археологам, которые работали вместе с нами, и теперь в коллекциях музеев Крыма и Краснодарского края есть экспонаты, найденные нашей группой», — делится Роман.
Когда строительство моста закончилось, Роман решил продолжить учебу и поступил в питерскую академию водного транспорта на судовождение. Устроился работать кадетом-матросом на торговый корабль, ходил в длительные рейсы по Средиземному морю. За время работы дослужился до вахтенного помощника капитана.
«Ходить на больших судах было интересно, но очень сложно, особенно непросто было моим близким. Поэтому, получив в 2021 году диплом о высшем образовании, я вернулся в Москву и стал искать себе работу, чтобы и плавательные средства были, и погружения, и близкие не расстраивались», — рассказывает работник поисково-спасательной станции «Марьино».
Когда Роман Кузнецов узнал про Московскую городскую поисково-спасательную службу на водных объектах, без раздумий подал документы.
Сейчас Роман работает на поисково-спасательной станции «Марьино» в районе Капотня. Это одна из новых станций на территории столицы. День открытия подразделения совпал с первой дежурной сменой спасателя.
«У нас отличный коллектив настоящих профессионалов. Трудиться здесь интересно, но непросто: мы в ответе за большой участок Москвы-реки. В нашей зоне выезда гидроузел, три моста и обустроенные набережные с зонами отдыха протяженностью около 3 километров сразу двух округов: Южного и Юго-Восточного. Прихожу на работу всегда с радостью. Выезжаю на патрулирования, общаюсь с людьми, совершаю водолазные спуски и вожу маломерные суда — одним словом, делаю всё, чему учился и что мне близко по духу», — говорит работник МГПСС.
Недавно в составе сборной Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах Роман Кузнецов принимал участие в чемпионате России по телеуправляемым подводным аппаратам, заняв в составе сборной четвертое место.
Говоря о самом сложном в работе, Роман останавливается на погружении:
«Любой водолазный спуск — это прежде всего преодоление самого себя, потому что каждый раз тебе страшно идти в неизвестность. И неважно, какое количество спусков у тебя уже за спиной, каждый уникален: видимость, грунт, погода, цель. Всё может таить в себе опасность для водолаза. Пожалуй, самый тяжелый в моральном плане — это спуск за пострадавшим, особенно когда счет идет уже на секунды и от моих профессиональных действий зависит чья-то жизнь».
Справляться с психологической нагрузкой в работе Роману помогает семья.
«Это моя отдушина и самый лучший способ отвлечься даже от самых сложных и напряженных рабочих будней. Прихожу домой и обязательно крепко обнимаю жену и свою маленькую дочку. Пять минут, и всё — и я опять готов нырять хоть куда!» — подытоживает спасатель.
Софья Петрякова.