Лето наших надежд: 80 лет прошло со дня начала Ржевско-Сычевской операции
За масштабным празднованием Дня Военно-морского флота, не замеченной осталась годовщина основного этапа сражения за Ржев. 30 июля 1942 года, началась Ржевско-Сычевская наступательная операция Калининского и Западного фронтов.
Операция не стала победной, однако и забывать о сотнях тысяч погибших бойцов Красной армии нельзя. Они сделали все, чтобы переломить ход войны. И им это удалось – атака подо Ржевом не позволила фашистам бросить подкрепление на Сталинград. Летние бои в районе города в советское время крайне мало освещались в литературе. В памяти всплывает разве что знаменитое стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Назвать то контрнаступление успешным вряд ли получится, поэтому его предпочитали просто игнорировать, не обращая внимания ни на значимость сражений, ни на масштабы потерь.
Здесь необходимо понять наступательный характер Красной армии, ведь Советский Союз тогда находился в очень тяжелом экономическом положении после потери значительных территорий на западе страны. Перевезенные оттуда предприятия еще не были способны удовлетворить запросы военных ни по вооружению, ни по боеприпасам. По директиве Ставки Верховного главнокомандования №170361 от 7 мая 1942 г. войска Калининского фронта Ивана Конева и Западного фронта Георгия Жукова должны были завершить начатые зимой операции по разгрому ржевско-вяземской группировки немцев и захвату Смоленска. Обвал фронта на юге подталкивал изменить планы, но директива Ставки ВГК №170514 от 16 июля 1942 г. наступательные задачи войскам на ржевском направлении только подтвердила.
Чтобы преодолеть кризис на юге, требовалось подключить стратегические запасы, использовать резервные армии. Войска Калининского и Западного фронтов уже были сосредоточены, и их изъятие с московского направления неизбежно ослабило бы группировку Красной армии на подступах к столице. Ржев находился всего в 200 км от Москвы. Если бы задача ликвидировать Ржевский уступ была выполнена, столица нашей Родины оказывалась бы в безопасности. Плюс немцы готовили операции «Смерч» и «Ураган» в полосе группы армий «Центр». Советское наступление вынуждало их отказаться от далеко идущих планов. Так что старт Ржевско-Сычевской наступательной операции Калининского и Западного фронтов был предопределен. Беда пришла откуда не ждали.
Начавшиеся за несколько дней до атаки дожди в первые дни наступления достигли каких-то невиданных масштабов. Осадки били рекорды, а местные грунты только усугубили ситуацию. Ржевская почва не пропускала влагу в глубокие слои, в итоге дороги на глазах превратились в болота, где вязли и грузовики, и танки, и даже телеги с лошадьми. И хотя советская артиллерия местами смогла уничтожить опорные пункты фашистов, развить первоначальный успех не получалось. Войска остановились. Затягивание боев привело к быстрому истощению боеприпасов, с которыми в тот год и так все обстояло очень непросто. В итоге сначала долгое время военные не могли продвигаться вперед, а потом у них просто не осталось боезапаса. Немцам в сложившейся ситуации было куда проще, они смогли удержать железную дорогу, поэтому с подвозом снарядов у них проблем не возникло. Два месяца боев, в том числе на улицах самого города Ржева, обошлись нашим фронтам огромными потерями - убитыми, ранеными, пропавшими без вести. Потери противника составили в несколько раз меньше - около 50–60 тыс. человек.
Наступление Западного фронта затухало. К 23 августа относительным успехом стало лишь овладение частями 8-го гвардейского стрелкового и 8-го танкового корпусов мощным узлом сопротивления немецких войск – Карманово. На этом операция закончилась. К позитивным ее результатам следует отнести то, что в ходе боевых действий войска Калининского и Западного фронтов отвлекли на себя основные силы группы армий «Центр» противника, что не позволило ему перебросить крупные силы, в том числе 39-й и 46-й танковые корпуса, с центрального направления на юг. По мнению бывшего генерала вермахта Курта фон Типпельскирха, «прорыв удалось предотвратить только тем, что три танковые и несколько пехотных дивизий, которые уже готовились к переброске на южный фронт, были задержаны и введены сначала для локализации прорыва, а затем для контрудара». Добиться этого удалось огромными потерями советской стороны в людях. Они составили 193 683 человека, из них 51 482 – безвозвратно.
Всю тяжесть боев на этой территории показал режиссер Игорь Копылов в фильме «Ржев». Там, правда, вместо, бесконечных дождей, которые размыли все вокруг, на первый план выходит мороз. Впрочем, это не художественное преувеличение – битва за Ржев растянулась почти на 15 месяцев, так что воевавшие на себе испытали любую погоду четырех сезонов. Красноармейцы выбивают немцев из теплой деревушки, и собираются перевести дух, отогреваясь в покинутых избушках. Однако фашистам мерзнуть в лесу совершенно не хочется, поэтому они собираются отбить деревушку у красноармейцев. У ротного Евгения Пригожина к тому времени не остается даже половины от первоначального состава, да и отсутствие пушек делает его положение безвыходным против танков. Однако приказ начальства однозначен: ни шагу назад. Вот и приходится стоять, зубами цепляясь за отбитую землю.
Кино основано на произведении Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью» - это одно из немногих литературных творений, посвященных ржевской битве. Интерес автора к теме понятен - будучи фронтовиком он сам воевал на этом направлении, был знаком со многими офицерами, которые были вынуждены до последнего сражаться на этой земле. Таковым оказался и сам ротный, который позже познакомился с писателем и поделился с ним несколькими историями. Автор даже сделал его героев своей повести. Неудивительно, что внук командира, петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, узнав об интересе кинематографистов к книге, помогал в съемках, стремясь воздать должное подвигу своего деда.
Летом 1942 году Красная армия увязла подо Ржевом, но все же не позволила врагу продолжить укреплять свои позиции в СССР. Постоянные атаки в итоге привели к главному - фашистов удалось выбить с укреплений и погнать на Берлин. Погода еще неоднократно вносила коррективы в планы командования с обеих сторон, впрочем, уже ни дождь, ни снег, ни ветер не смогли помешать нашей стране одержать победу в этой страшной войне.