США И КИТАЙ ПРОГЛЯДЕЛИ ГЛАВНОЕ: НОВАЯ СВЕРХДЕРЖАВА ПОДНИМАЕТСЯ ЗА СПИНОЙ РОССИИ
Россия и Индия помогут друг другу занять подобающее обеим странам положение в мире, никто и никогда не заставит Нью-Дели поддержать антирусские санкции, а Россию – действовать против Индии. Залогом этого является прошлое двусторонних отношений, пожалуй, самых стабильных в мире, как и важнейшие тенденции мирового развития, проявившиеся в самые последние годы. Хотите узнать почему?
У каждого в жизни случаются приключения. Но далеко не у всех – "в дебрях Индостана". Частенько вспоминаю, как ехал однажды целый день в поезде, стоя в тамбуре, рядом с прокажёнными, около битком забитого путешествующими вонючего туалета, который использовался как "купе". Белый человек имел в Индии привилегии. Внутри вагона никто не взобрался мне на плечи и не поставил на голову корзину. Почти со всеми местными это проделали. В вагоне оказался скрючившийся в три погибели – иначе не уместиться под потолком – живой, шевелящийся "второй этаж".
Речь идёт не о нижних и верхних полках, забитых как сардинами сидящими пассажирами, а о пространстве в коридоре, внутри и вокруг них. Люди выдерживали "второй этаж" на своей голове и плечах только потому, что были стиснуты и притиснуты друг к другу со всех сторон. На крыше вагона, конечно, ехать было лучше. Поезд пришлось брать штурмом, с мордобоем. "Зайцы" напирали со всех сторон, билетов не было почти ни у кого. Так я ехал с группой советских студентов из Махараштры в Тамилнад, проведя предварительно ночь с походной сумкой в виде подушки на полу грязного вокзала в городе Пуна, так как в первый следовавший в нужном направлении поезд пробиться не удалось.
Это было 41 год назад, но посмотрите на современные фотографии в интернете – с тех пор ничего не изменилось, разве что людей стало больше. Сегодня Индия – самая населённая страна мира, обогнавшая по этому показателю даже Китай.
ИНДИЙЦЫ ШТУРМУЮТ ПОЕЗД. ФОТО: X99 / GLOBALLOOKPRESS
Важный урок
Студенческая стажировка в Индии обернулась невероятными приключениями. Это и посещения таинственных индуистских храмов – целых храмовых городов с древними ритуалами. И лицезрение землянок неприкасаемых рядом с атомным реактором под Бомбеем (теперь – Мумбай), невероятных обычаев и традиций. И, конечно, встречи с интереснейшими людьми – от святых до коммунистов, одному из которых пожимал в Кремле руку Сталин, просвещёнными инженерами, в которых разглядел будущее этой великой страны, давшей миру величайших мыслителей, религиозных деятелей, философов, учёных, бизнесменов. Да и политиков, впрочем, тоже. Ашока, Акбар, Ганди, Неру, теперь Моди – эти имена знают миллионы.
Я вынес из Индии тогда, как и из последующих поездок в эту страну, где всегда уважали русских и ценили дружбу с Россией, не только забойные впечатления, но и один очень важный урок. При всём вопиющем социальном и культурном неравенстве, разнице в доходах и уровне жизни богатых и бедных, несмотря на кастовый гнёт индийцы были крайне патриотичны. Признаюсь честно: поначалу я не понимал, как можно быть патриотом всего такого. И лишь потом, в "святые 90-е", понял.
Родина – это не только коррупционеры-чиновники, зазнавшиеся набобы, вышедшие из разбойников и воров, не фараоны-полицейские и даже не живущие в своём особом мире святые, не нищие и не больные. Это понятие куда шире и глубже. Родина – внутри нас. Не социология это, а метафизика. Это не данный конкретный момент в жизни страны и народа, в котором может быть многое плохо, а совокупность их прошлого, настоящего и будущего, когда было хорошо и будет хорошо. К тому же родина всегда одна, "плохая" она или "хорошая" – другой попросту нет.
Размышляя сегодня о судьбе Индии и её роли в мировых делах, нынешнем этапе отношений между нашими странами, вспоминаю ещё впечатление тех лет, которым хочу поделиться и которое во многом объясняет то, что мы видим сегодня. Часто пользуясь одним и тем же автобусным маршрутом, обратил внимание, что пассажиры, когда объявлялась остановка "Офис районного коллектора", как-то сразу смирели, затихали и втягивали голову в плечи. Не сразу понял, что это был условный рефлекс колониализма.
Районный коллектор – низовая чиновничья должность, которую занимал белый администратор, британец. Индия избавилась с тех пор от этого комплекса, сделав выводы из 150-летней истории чужеземного правления, которое ограбило страну, уничтожило кормившую её экономику (индийцы отъелись только сейчас), обескровило её культуру, упразднило династию Великих Моголов, пыталось привить индийцам презрение к самим себе и уважение к своему рабству. Небольшие исключения из этого правила на общую картину не влияли.
РОДИНА – ВНУТРИ НАС. НЕ СОЦИОЛОГИЯ ЭТО, А МЕТАФИЗИКА. ФОТО: MEMORYFOR/ SHUTTERSTOCK.COM
Почему индийцев не обломают?
Поэтому сегодня попытки заставить индийцев слушаться своих бывших эксплуататоров, предлагать снова зажить чужим умом обречены на полный провал – слишком свежа у них ещё эта рана. Это наглядно продемонстрировали провалившиеся попытки США и их союзников запретить Индии покупать русское оружие или втянуть Нью-Дели в соблюдение антирусских санкций. Индия намерена сохранять "стратегическую автономию" и руководствоваться только собственными национальными интересами. Отношения Нью-Дели с Москвой оттого такие стабильные, что Россия никогда ничего не диктовала Индии, а лишь помогала: создала в стране в советские годы тяжёлую промышленность, поставила Индии – и помогла наладить производство на месте – основную часть её военной техники, а сейчас помогает развивать атомную энергетику.
Россия также сглаживает непростые отношения Индии с Китаем, а в прошлом – помогла Нью-Дели расширить свою территорию (захват португальского Гоа), удержать Кашмир, ликвидировать Восточный Пакистан, на месте которого уже полвека как Бангладеш. В эту последнюю дерзкую операцию очень хотели вмешаться силовым путём и Китай, и США, но Москва прикрыла индийцев. После этого советского лидера Леонида Брежнева в Индии встречали как вице-короля.
С тех пор Россия и КНР стали друзьями, но в двусторонних отношениях Москвы и Нью-Дели принципиально ничего не изменилось. Разве что у бурно развивающейся Индии, чьи темпы экономического роста сейчас выше, чем даже у Китая, появилось больше товаров, продукции и технологий, которые вызывают интерес у России. Плодотворность взаимного сотрудничества символизирует совместно разработанная сверхзвуковая противокорабельная ракета "БраМос" с уникальными характеристиками. Да, в отличие от Китая развиваться Индии есть куда: для наглядного примера можно сравнить хотя бы железнодорожные системы двух стран!
России только на руку
По мере ужесточения западных санкций, которые – помимо России – начинают постепенно распространяться на Китай (в случае силового решения Пекином тайваньского вопроса данный процесс резко усилится), именно Индия, уверенно входящая сегодня в десятку наиболее экономически мощных стран и глубоко интегрированная в западный мир (слишком глубоко, чтобы Запад мог её "исключить"), окажется для России желанным поставщиком и даже отчасти технологическим окном в мир.
Этому поможет готовность индийских фирм вести торговлю за рупии и рубли. Индия с её мощной ювелирной промышленностью будет, например, счастлива, когда западные страны введут санкции против русского золота. Несложно поэтому спрогнозировать их провал и в этом случае. Индийский бизнес, особенно частный, – очень гибкий. Он пронизал собою, повторим, все западные страны. Поэтому – в отличие от русских или китайцев – "зачистить" индийцев невозможно. Это получится только в одном случае: если западную экономику решат убить.
Что с того?
Куда двинется почти 1,5-миллиардная Индия, состоящая во многих международных и региональных структурах типа G20, БРИКС, ШОС вместе с Китаем, Россией и другими крупными странами? Скорее всего, Нью-Дели сделает ставку на лидерство в Движении неприсоединения, что необходимо Индии для того, чтобы сохранить свободу рук в мировой политике и свободу экономических связей. У Индии сильные позиции в Южной Азии, Африке, Центральной Азии, в ряде других регионов. Ей помогают в этом и многочисленные трудолюбивые и оборотистые индийские диаспоры.
Её языки, прежде всего хинди, тамили и некоторые другие, признаны официальными в ряде стран – от Океании до Латинской Америки. Читатель в курсе, например, что слово Сингапур состоит из двух тамильских слов – Сингам (лев) и Пурам (место)? В новом мире, в котором Запад потребует от всех выбрать сторону, найдётся множество стран, которые этого не захотят и будут способны уцелеть, только сбившись в большую кучу, чтобы западники их не передушили поодиночке.
Индия, которая, в отличие от России и Китая не является ныне для Запада антагонистической страной, лучше всех подходит для того, чтобы возглавлять этот блок. И политически, и экономически, и технологически, и тем более демографически индийцы это потянут. Интеллектуально – кто у нас там знаменитые и, главное, многочисленные айтишники, компьютерщики, математики и шахматисты? – тоже. В этом и заключается, похоже, международная судьба Индии, страны-субконтинента, которая, повторим, очень ценит при этом свои отношения с Россией, всегда желавшей индийцам только добра.
Сергей Латышев