СПГ остается скрытым газовым оружием России
Ситуация на испанском газовом рынке подтверждает, что спрос на российский СПГ в Европе будет всегда, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Включение в гипотетический седьмой пакет санкций голубого топлива будет носить для ЕС самоубийственный характер.
Российский газ усилил позиции в Испании
Информационное агентство Bloomberg сообщает, что Россия стала вторым по величине поставщиком природного газа на испанский рынок.
Российский импорт в Испанию составил в июне 9752 ГВт·час (24%), алжирские поставки сократились до 7763 ГВт·час (22%), а лидерство остается у США с долей в 30%. Изменение баланса вызвано размолвкой между Испанией и Алжиром.
Причиной конфликта является территориальный спор по Западной Сахаре – бывшей испанской колонии, на которую претендуют алжирцы и марокканцы. Премьер-министр Испании Педро Санчес недавно публично поддержал Марокко.
В 2021 году алжирцы из-за трений по Западной Сахаре остановили газопровод «Магриб – Европа», который идет в Испанию через территорию Марокко, после чего в строю остался только один маршрут, пролегающий напрямую между этими странами.
Алжирцы предупреждали испанцев, что продаваемое ими сырье нельзя реэкспортировать в Марокко, но Мадрид решился на реверсные поставки по «Магрибу – Европе».
Основой испанской энергетики стал СПГ – 77% от июньского импорта, год назад было только 48%, и это определяется конфликтом с Алжиром. Все российские поставки приходятся на СПГ, в основном с ямальского завода компании НОВАТЭК.
Данная ситуация накладывается на кризис с «Северным потоком – 1» и говорит о сложнейшем положении современной европейской энергетики.
Испания конфликтует с Алжиром
«В европейской энергетике на рынке СПГ существует дефицит предложения. Кроме того, по сжиженному газу Москва не вводила ограничений, как по трубопроводному, и здесь можно расплачиваться долларами», – заключает энергоэксперт Игорь Юшков.
Почти все предложение с «Ямал СПГ» идет в Европу, где цены сейчас выше, чем в Азии.
«Транспортное плечо в Европе с проекта НОВАТЭКа короче по сравнению с Азией. Не нужно везти груз Северным морским путем с ледокольной проводкой грузов. Практически все поставки идут во Францию, Бельгию, Испанию, где-то СПГ перегружается и поставляется в другие страны. Что касается Испании, то в данной стране много СПГ-терминалов и существует конфликт с Алжиром», – резюмирует Юшков.
Текущая ситуация вызвана реверсными поставками газа из Испании в Марокко.
«Алжир до этого прекратил поставки газа как в Марокко, так и транзитом через эту страну в Испанию. Алжирские власти сразу заявили испанцам о том, что в случае поставок в Марокко прекратятся и поставки из Алжира в Испанию. Испанцы утверждают, что в Марокко идет не алжирский газ, а СПГ, но Алжиру без разницы», – констатирует Юшков.
Алжир находится в выигрышной ситуации и может перенаправить эти объемы в Италию.
«В Италии наблюдается дефицит газа, поэтому итальянцы с удовольствием возьмут объемы алжирского сырья. Что касается испанцев, то они начинают закупать меньше трубопроводного газа и больше СПГ, а их рынок становится привлекательным для всех поставщиков, включая НОВАТЭК. Испания и без этого являлась крупнейшим рынком СПГ в Европе наряду с соседней Португалией», – заключает Юшков.
Причина банальна: до Пиренеев не доходят газопроводы из РФ или Азербайджана.
Европа не будет вводить газовых санкций
Успехи НОВАТЭКа нервируют европейские власти, которые в настоящее время разрабатывают седьмой пакет санкций. В Брюсселе периодически слышны призывы расширить рестрикции на российский СПГ-компонент.
«Европейцы будут затягивать разработку седьмого пакета санкций, потому что кроме газа не остается ничего, что можно туда включить. Расширять корпоративные и личные санкции глупо, это просто увеличение списка на сотню-другую имен», – резюмирует Юшков.
Единственным серьезным направлением, которое продолжает связывать Россию и Европу, остаются поставки российского газа.
«Санкционные перспективы СПГ туманны. Россия остается одним из крупнейших поставщиков сжиженного газа в Европу, практически все, что производится на Ямале – 20 млн тонн сырья, – идет в Европу, как и на других СПГ-заводах вроде Криогаза-Высоцка. Если такие ограничения будут введены, это станет страшным ударом по Эстонии и Финляндии, которые отказались от трубопроводного газа “Газпрома”», – констатирует Юшков.
Финны переключились на российский СПГ из Ленинградской области, поэтому рестрикции против сжиженного газа станут болезненной мерой для многих стран Евросоюза.
В Брюсселе при принятии санкционных решений все-таки считают дебет и кредит. Пока из Евросоюза идет сигнал: пришлите нам больше газа и сделайте что-то с «Северным потоком – 1», чтобы он смог работать на все сто процентов.