Как дело жизни останавливает время: актриса Ольга Райх о большой любви к профессии
Быть актером в небольшом городе или попытать счастья в Москве? Многие талантливые артисты выбирают второй вариант для своего развития и пытаются добиться успеха в столице. Актриса томского Театра юного зрителя Ольга Райх попробовала оба варианта: отработала в театре Томска какое-то время, поехала в Москву обучаться, однако вернулась и считает это правильным решением. Поговорили с Ольгой об этом периоде, страхах и желаниях, секретах сцены и театральных «долгожителях».
Театром наша героиня профессионально занимается 20 лет. Как сама признается, родилась с этим талантом и играла кого-то практически с яслей и детского сада. Например, маленькой Оле важно было переодеться в Красную шапочку и раздавать конфеты. В ТЮЗе в самом начале Ольга Райх назвала себя «Девочка в голубом платье»: часто играла именно таких героинь. Ну а теперь играет любые роли, в том числе и самой себя.
«Я понимаю, что это реально мое призвание, когда я могу делать все, что угодно, но если я не буду заниматься актерством – это буду не я. У нас были проекты, тоже связанные с театром, где мне приходилось заниматься режиссурой, педагогикой, административной частью. И когда я поняла, что этого стало больше, а актерства – меньше, я поняла, что гасну и стала назад все откручивать. В актерстве если я сыграла спектакль, я потом могу в день еще кучу всего сделать. А если не побывала на сцене – мне всегда очень сложно», — рассказала Ольга.
Я поняла, что могу больше никогда не выйти на сцену
У Оли был момент, когда она решила оставить ТЮЗ и поехать в Москву поступать на актерский. В столице в сумме девушка пробыла полгода.
«Очень здорово, когда получается у людей задержаться в Москве. Все равно есть такой стереотип: если ты хочешь быть настоящей актрисой, должен получить московское образование, и там или в Питере закрепиться. У меня были подвижки, но я понимала, что, если я вдруг не поступаю, что я тогда буду делать? Произошла переоценка ценностей. Возник очень большой страх, я его хорошо помню, что я вообще больше никогда не выйду на сцену. Очень много актеров, которые так сделали, работают вообще не по профессии. Я бы не смогла так. И поэтому, наверное, сейчас выбираю: главное — сцена».
В ТЮЗ актрису приняли вновь, она сыграла множество спектаклей и появляются все новые роли и вызовы, с ними связанные: стоять на балансире, танцевать вог, надеть лысый парик. Ольгу, бывает, узнают на улицах, в кафе или такси.
«Почему-то создается такой ореол, что актер — это что-то необыкновенное. Я действительно так считаю: в профессии сложно заскучать. Нет такого, что ты приходишь и выполняешь рутинную работу, всегда идет обновление и я не знаю, где еще можно быть в таком. Много людей могут тебя увидеть, прийти посмотреть, чувствуешь, что имеешь какое-то влияние. А по большому счету, наверное, я сейчас придерживаюсь того, что на любом месте важно делать честно свою работу. И тогда неважно, где ты находишься».
Не только для юного зрителя
Ольга Райх сбилась со счета, сколько спектаклей уже сыграла. К примеру, есть спектакль-«долгожитель» под названием «Не хочу быть собакой». Его Оля за 15 лет сыграла больше 200 раз. К тому же, есть множество спектаклей и перформансов, где актер выступает от своего лица, и оля действует как Ольга Райх. Актриса призналась: это очень классный опыт, однако момент перевоплощения — самая вкусная часть профессии.
Если в СССР театры строго делились по возрастам: ТЮЗ — для подростков, «Скоморох» — для малышей, а Драма — для взрослых, сейчас такого нет. Например, было время, когда в ТЮЗЕ взрослых спектаклей было намного больше, чем детских. К тому же, остается мало спектаклей с так называемой «четвертой стеной»: актеры взаимодействуют со зрителем и вовлекают их в процесс. И с этим могут быть связаны определенные сложности.
«Когда я была менее опытная, бывало, что попадала на чье-то угрюмое лицо. Я думаю – все! Весь спектакль идет не туда. А потом я поняла, что надо искать другие лица взрослых и детей, которые пришли сюда ловить все, что ты будешь говорить и что будет происходить. Или наоборот – бывают такие победы, когда человек сидел весь спектакль кислый, а потом ты понимаешь, что он весь расположен, что с ним что-то произошло за время спектакля».
Также наша героиня поделилась одним секретом, который можно применять в публичных выступлениях.
«Есть такой способ: перед тем, как выйти на сцену, я знакомлюсь с каждым зрителем, который к нам приходит. Выхожу и каждому даю кусочек своей энергии. Я понимаю, что это работает. Иногда задерживаешься на пустом месте, где еще никто не сидит – даришь ему чуть больше энергии. Потом, если вдруг вспоминаешь это во время спектакля, там будет сидеть очень интересный человек, который от тебя глаз не будет отводить».
Здесь невозможно стареть
Актерская рутина состоит из тренировки речи, тела (Оля ходит на йогу), танцев, песен, проектирования спектаклей и разучивания ролей. И многие актрисы, старше Ольги, благодаря своей работе сохраняют такую же энергию, как и в молодости.
«На самом деле у актеров же есть такое: похоронить из театра. Я еще не знаю, хочу я так или не хочу. У меня есть ощущение, что я все равно буду заниматься этим всю жизнь. Где бы я ни находилась, чем бы я ни занималась, я все равно делаю театр, все равно занимаюсь актерством и нахожу возможности,чтобы себя проявить. Поэтому, думаю, возможно, буду старушкой. Как-то невозможно тут стареть, у нас есть более взрослые актрисы, которые на 20 лет меня старше – они и не выглядят и не чувствуют себя на свои года. А для меня это самое важное, когда не чувствуешь свой возраст».