СКР обвинил сотрудников Росгвардии в хищении 262 миллионов при закупке спецтехники в Сабетту
СКР завершил расследование уголовного дела о хищении 262 млн рублей, выделенных главному управлению вневедомственной охраны (ГУВО) Росгвардии на охрану четырех арктических портов, в том числе, Сабетты в ЯНАО. По версии следствия, фигуранты дела проигнорировали поставку техники по завышенной цене, получив за это вознаграждение в 10% от суммы контракта.
Тендер проводился в рамках госпрограммы социально-экономического развития арктической зоны РФ, а «мобильные комплексы нестационарной защиты» предназначались для охраны акватории и территории арктических морских портов Проведения, Тикси, Певек и Сабетта, сообщает «Коммерсантъ». Так, в северные подразделения Росгвардии поставили снегоходы, вездеходы по завышенной стоимости. Кроме того, в порты на Чукотке, в Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе поставили пять катеров, корпуса и рубки которых треснули при первых холодах, поскольку при производстве был использован некачественный полиэтилен. После этого техника стала непригодной для эксплуатации.
По подсчетам следствия, ущерб от действий преступной группы составил 262 млн рублей. Фигурантами уголовного дела стали начальник управления анализа и выработки мер по антикриминальной защищенности объектов ГУВО полковник Шалва Муселиани, руководитель отдела по формированию единой технической политики ведомства Сергей Воробьев, его зам Александр Швецов, а также замначальника управления госзакупок Александр Жиляков и начальник отдела закупок средств связи и спецтехники ГУВО Илья Макавеев.
Действие пятерых росгвардейцев в зависимости от роли каждого квалифицированы как получение взятки (ст. 290 УК РФ), посредничество при ее получении (ст. 291.1), а также хищение бюджетных средств (ч. 4 ст. 159) и превышение должностных полномочий (ст. 286). Софии Болквадзе инкриминируется мошенничество (ч. 4 ст. 159). Такое же обвинение, а также дача взятки предъявлены замдиректора «Нептуна» Николаю Журкову и акционерам ОТ Александру Бескровному и Павлу Вакулову.
По версии следствия, Муселиани привлек в сообщники Александра Жилякова, Сергея Воробьева, Александра Швецова и Илью Макавеева, а также предпринимательницу Софию Болквадзе. В СКР отметили, что в преступной группе прослеживалось четкое распределение ролей, дисциплина и умение конспирироваться. Уже при подготовке исходной документации для тендера завышалась стоимость спецтехники. В материалах дела указано, что Сергей Воробьев, обеспечив беспрепятственное подписание от имени Росгвардии актов приемки, уничтожал следы хищений.
В апреле 2018 года, Воробьев сформировал заявку, куда внес 10% предполагаемого отката и передал расчеты Макавееву и Рыжкину, которые составили тех задание и подготовили всю остальную документацию для проведения госзакупки. София Болквадзе получила от компаний ЗАО «Вектор» и «Содружество Шелковый путь» предложения, которые соответствовали требованиям заказчика. С помощью WhatsApp эти предложения были отправлены Воробьеву. По данным следствия, стоимость работ в этих заявках на 22,9 млн рублей превышала реальную цену.
В конце августа 2018 года объявление о закупке появилось на Единой электронной торговой площадке. Единственным участником торгов стало санкт-петербургское НПП «Авиационная и морская электроника» (АМЭ), входящее в концерн «Оборонные технологии» (ОТ), которое и было признано победителем. 12 ноября 2018 года начальник управления Росгвардии Богданов подписал с АМЭ контракт на поставку спецтехники на 376,2 млн рублей, из которых 239,1 млн рублей приходилось на закупку пяти новых катеров.
В марте 2019 года Муселиани и Воробьев встретились в ресторане на Бутырском Валу в Москве с совладельцем ОТ Александром Бескровным и замдиректора также входящего в корпорацию ЦКБ «Нептун» Николаем Журковым. Муселиани сообщил, что его подчиненные примут технику без нареканий при откате в размере 30 млн рублей. 21 марта в районе Тверской улицы офицер получил 20 млн рублей, а затем через Болквадзе бизнесмены выплатили оставшуюся часть. По данным СКР, организатору махинации досталось 19 млн рублей, еще 7 млн рублей забрал Воробьев, остальные деньги получил Александр Жиляков. Прочие участники группы, по данным СКР, были заинтересованы в поощрениях по службе.
По словам адвоката Николая Журкова – Алексея Кирсанова, трое бизнесменов «дают следствию полные и исчерпывающие показания по существу предъявленного обвинения». Сторона защиты также настаивает, что утверждение следствия о непригодности катеров к эксплуатации «не подтверждается экспертизами». По словам Кирсанова, корпуса судов были изготовлены в соответствии «с техническим заданием, которое предусматривало возможность их эксплуатации при плюсовых температурах и хранение до минус 30 градусов».