Мой образ Троцкого, когда мне было 13 лет
А нам в школе на уроке труда трудовик прочитал лекцию о великом пролетарском революционере ТРОЦКОМ! Было это при Горбачеве – он только-только объявил «перестройку». Но вот до «гласности» еще дело не дошло. Это потом, какие-то считанные месяцы спустя, советская пресса будет открывать народу глаза на недавние страницы истории – писать и о Бухарине, и о Тухачевском, и о том же Троцком…
«Ходить бывает склизко по камушкам иным, так вот о том, что близко мы лучше помолчим», – мой дедушка часто приводил эту цитату из «Истории государства российского…» А.К. Толстого и восторгался ей. И уже в перестроечное время я понял, почему…
Но вернемся к Троцкому – к интерпретации этой личности трудовиком.
Он говорил довольно крамольные вещи о том, что Лев Давидович (а не Ленин) – практически инициатор Октября. Именно Троцкий – создатель Красной Армии (что в принципе верно). Что за Троцким шли миллионы рабочих и миллионы же были уничтожены Сталиным.
А самого Троцкого выдавили из страны, и перед войной в Польше в пивной агент НКВД убил пролетарского трибуна пивной кружкой по голове, когда тот выступал опять же перед рабочими…
Я так думаю: в народе жили какие-то предания о Троцком, которые и транслировал в наши юные умы трудовик.
И у меня тогда сразу сложился следующий образ Троцкого.
Я, конечно, подозревал, что Троцкий еврей, но какой…
Нет, не из тех, что с детства на скрипочке играет, а, скорее, биндюжник, что кулаком быка убивает.
Итак, Троцкий представал передо мной в образе этакого одесского приблатненного биндюжника – косая сажень в плечах, ростом под два метра, натруженные мозолистые руки, кулачища с ту самую пивную кружку. Да, поскольку он был выдающийся оратор, то «глотка была прездорова и ревел он как корова…». Великий пролетарский вождь в моем представлении был облачен в промятый пиджак, под которым виднелась застиранная тельняшка, на голове также помятая кепка, в уголке рта неизменная папироска.
Такой вот архи-замечательный, батенька, образ!