Настоятель храма в Марьине написал 17 книг и научился играть на гитаре
Храм назван в честь святых Петра и Февронии Муромских
Протоиерей Павел Гумеров — большой специалист по семейным отношениям. Было бы иначе — ни за что он не решился бы написать с десяток книжек о том, как создать семью, как её сохранить, как правильно воспитывать детей. В книжках — теория, которую он подтверждает практикой. За семь лет, пока он настоятельствует в храме Петра и Февронии в Марьине, здесь сыграли уже немало свадеб.
Венчаться едут в Марьино
— Здесь венчаем, а если и он и она — наши, приходские, то здесь же, в доме причта, играем свадьбу, — кивнул отец Павел через церковное окошко на здание по соседству. — Человек 40 усадить можно, летом больше: столы прямо во дворе ставим. А когда дети рождаются, то и крестины здесь справляем.
У настоятелей строящихся храмов есть право самим выбирать, в память о каком из святых его построить. Отец Павел долго ломал голову, пока его сосед по благочинию, отец Михаил, тоже настоятель храма в Марьине, не подсказал ему очевидное: «Ты же про семейное счастье пишешь книги, тебе сам Бог велел построить храм Петра и Февронии».
— Храмов в честь муромских святых в России не много, поэтому на венчание едут не только из Москвы, но и из других городов, — говорит настоятель. — Правда, в последнее время всё меньше венчаний. Да и женятся по-настоящему всё реже.
Жизнь, как в троллейбусе
Это отец Павел намекает на гражданские браки, которые в одной из своих книг назвал блудным сожительством.
— Не я назвал, Церковь так считает, — уточняет настоятель. — А вот что говорит современная статистика: всего 10‑15% сожительств заканчиваются браками законными. И второй вывод: у людей, которые имели опыт сожительства до свадьбы, вероятность развода в два раза выше, чем у тех, кто начал с чистого листа. Гражданский брак — это как жизнь в троллейбусе: на любой остановке можно выйти, нет никаких обязательств перед тем, с кем делишь кров. Кого устроит эта жизнь понарошку? То-то и оно.
Такая любовь
Сам отец Павел невесту нашёл вот как. Они с детства были прихожанами храма Князя Владимира в Старых Садах, в центре Москвы. Она пела на клиросе, он учился в Духовной академии и читал в том же храме.
— Взаимные симпатии развивались у нас постепенно, лет шесть я приглядывался, — рассказывает отец Павел. — В 1996-м перешёл на заочное в академии Троице-Сергиевой лавры и предложил ей руку и сердце. Так что не было никакой вспышки, любви с первого взгляда. Но сейчас я люблю её больше, чем в день свадьбы.
Сегодня матушка Анна — первая помощница отца Павла. Двоих сыновей родила, служит регентом в храме. Как говаривали в позднем СССР, ищи жену в библиотеке, а не на дискотеке.
— В России женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин, — говорит отец Павел. — И поверьте священнику: почти все они мечтают выйти замуж. Вот только ищут женихов не там, где надо.
Батюшке помогает Высоцкий
После семинарии, когда его рукоположили в дьякона, он вспомнил о детской своей мечте — научиться играть на гитаре. Освоил. Со временем стал понимать, как близок ему Высоцкий. Потому что именно он сумел найти проникновенные слова, чтобы рассказать о любви к женщине и к родине, о дружбе.
— Знаю нескольких священников, которых песни Высоцкого привели к вере, — говорит отец Павел. — И понимаю почему. Высоцкий учит думать над смыслом жизни.
Он решил этот феномен изучить. Итог — книжка «Владимир Высоцкий. Трагедия русской души».
— Владимир Семёнович очень мне помогает в миссионерской работе, — говорит отец Павел. — Иной раз не знаешь, как выстроить к человеку мостик. Тогда берёшь гитару и поёшь хорошую песню Высоцкого. Часто срабатывает.
К вопросу о чудесах
Получив под будущий храм замусоренный угол Марьинского парка, прихожане вкопали в землю крест и полтора года молились перед ним о том, чтобы Господь помог построить хотя бы временную церковь.
— Стою я однажды у этого креста и прошу о храме, — рассказывает отец Павел. — Подходит человек и тихонько говорит: «Батюшка, мы с женой копили всю жизнь деньги, чтобы восстановить какой-нибудь порушенный сельский храм. Жена моя недавно умерла. Не нужна ли вам помощь?»
Теперь деревянный храм стоит, а Георгий стал старостой прихода, помогает отцу Павлу в алтаре.