В РАН и Госдуме оценили влияние санкций на создание термоядерного реактора в США
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин в беседе с RTVI отметил, что строительство термоядерного реактора — международный проект, в связи с чем проблемы с поставками негативно отразятся на проведении научных исследований. Обычных граждан это не коснется, потому что термоядерная энергетика будет использоваться только через несколько десятилетий, пояснил ученый.
«Дело в том, что термоядерный реактор — это особый вид научных разработок, направленных на поиск решений поиска энергетики будущего. Термоядерные реакторы, как правило, изготавливаются и эксплуатируются сообществом специалистов из разных стран, поэтому и комплектующие тоже применяются из разных государств. Точно так же, как авиастроительные компании США закупают титан и другую продукцию в России», — пояснил Кулагин.
Эксперт уточнил, что такого рода процессы, как проблемы с поставками из-за санкций, могут затормозить не только любые международные разработки, но и привести к проблемам с обменами данными, потому что такие «в одиночку такое не потянешь» — стороны должны вести диалог. Кулагин добавил, что сейчас в Европе строятся термоядерные реакторы с участием ученых из разных стран, в том числе из России.
«Вся эта тематика по-хорошему должна быть за пределами каких-либо политических или других ограничений. Это потеря времени, срыв планов исследований и так далее. Но нужно понимать, что термоядерная энергетика в быту не появится еще лет 30 точно, так что жители США ничего не заметят. Это примерно как сотрудничество в космосе — для ученых эти исследования важны, а простые граждане о них не в курсе», — указал специалист.
Член комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких в беседе с RTVI сообщил, что США сами виновны в сложившейся ситуации, а санкции не могут считаться «выходом» из нее. Депутат подчеркнул, что экономика и политика не должны превращаться в «единый инструмент давления на другие страны со стороны США».
«Поэтому те технологии, которые есть у нас, будут в первую очередь работать на благо нашей страны и тех, кто с нами продолжает сотрудничество на международной арене. Преимущество наших проводников в цене, качестве и базе, которая создавалась десятилетиями. Мы прекрасно понимаем, что в этом смысле мы уже на шаг впереди», — убежден Гладких.
Парламентарий подчеркнул, что российские технологии и разработки востребованы в мире, благодаря чему Москва точно найдет своего покупателя. «Нам на этот счет переживать не стоит», заверил Гладких.
-
Портал Axios 22 марта сообщил, что ограничительные меры против России могут привести к проблемам с поставками российских высокотемпературных сверхпроводников, в которых заинтересована американская CFS. Компания работает над созданием термоядерного реактора, а в декабре 2021 года она привлекла $1,8 млрд инвестиций. Среди инвесторов были Билл Гейтс и Джордж Сорос.
-
После начала спецоперации России на Украине США и Евросоюз ввели несколько пакетов антироссийских санкций. Ограничения коснулись российских банков, экспорта микроэлектроники и предметов роскоши. Под запрет, в частности, попали операции с российскими Центробанком, ФНБ и Минфином.
-
Еврокомиссия в марте подготовила план ускоренного отказа от российских энергоносителей под названием «REPowerEU». Исходя из него, ЕС сможет отказаться от российских газа, нефти и угля «задолго до 2030 года». Необходимость найти замену российским энергоносителям заставила европейских политиков обратить свое внимание и на атомную энергетику. Так, министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что Берлин также рассматривает возможность отложить остановку трех последних действующих атомных электростанций. О таком же решении объявили в Бельгии.