Чего никогда не нужно делать с запрещёнными в России Facebook* и Instagram*
Какие риски для пользователей соцсетей несёт это решение? Будет ли публикация постов в них приравниваться к экстремизму?
Напомним, в ходе судебного рассмотрения дела представитель Генпрокуратуры заявил, что пользование обычными гражданами не в целях экстремизма заблокированными соцсетями не будет рассматриваться как поддержка экстремизма.
«Для обычных пользователей решение суда не влечёт каких-то рисков, иными словами, если человек продолжит публиковать «невинные» посты, то ничего за это ему не будет. Вопросы возникают при покупке рекламы и тем более при приобретении акций. Это может подпадать под признаки финансирования экстремизма.
Однако нет однозначного ответа, как сложится правоприменительная практика. Пока её нет, нет и разъяснений на этот счёт. В связи с этим, стоит, пожалуй, перестраховаться и не покупать рекламу и ценные бумаги запрещённых компаний, пока не станет ясно, как наше государство будет относиться к этому», — прокомментировал ForPost решение суда адвокат Михаил Волков.
Он пояснил, что если посты в запрещённых соцсетях содержат некие экстремистские высказывания, какие-то иные нарушение закона, то за них может наступать ответственность.
Впрочем, это было и до вчерашнего судебного решения. Напомним, недавно в России была введена ответственность за фейки о армии, что это значит, можно прочесть здесь.
Однако о пользовании запрещёнными соцсетями нет однозначного мнения. Как заявил РИА Новости директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков, «надо быть готовым к тому, что могут быть какие-то последствия, хоть и обещали, что их и не будет пока, но теоретически это возможно».
Причём настороженность, по мнению Зыкова, должна быть не только относительно размещаемых постов, но и переписки в этих соцсетях.
В то же время у юристов нет однозначного ответа и на то, как будет расцениваться покупка рекламы и приобретение ценных бумаг экстремистской Meta**.
Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев считает, что покупка рекламы не может быть приравнена к финансированию экстремизма.
Он, кстати, напомнил, что сама Meta** заблокировала возможность оплаты этих услуг из России. По мнению юриста, это в итоге приведёт к тому, что нишу экстремистской компании займут отечественные сервисы. Об этом Гавришев заявил РБК.
Сложнее с приобретением акций. Управляющий партнёр юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин напомнил, что эмиссия ценных бумаг проводится для привлечения инвестиций, то есть для финансирования. С этой точки зрения приобретение акций запрещённой Meta** может расцениваться как финансирование экстремизма.
В то же время один из авторов закона «О СМИ» Михаил Федотов считает, что держателям акций невозможно предъявить обвинение в финансировании экстремизма, потому что владение ценными бумагами — не одно и то же с управлением компанией.
Тем временем Роскомнадзор разъяснил журналистам, что «российские СМИ не должны демонстрировать логотип организации Meta**, Facebook* и Instagram*. Маркировать компанию Meta** нужно как запрещённую в РФ организацию».
Читайте по теме: Десять дней, которые сдули Цукерберга
Андрей Мединский
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
** Запрещенная в России организация