Два проекта
Особенностью (хотя и неуникальной) именно русской цивилизации является то, что итог борьбы проектов всегда исходит из максимы: «должен остаться только один». Европейцы, к примеру, вышли из собственных поисков идентичности через создание сразу двух цивилизационных проектов: континентального и островного. Причем каждый из них тоже внутри себя разделился на «под-проекты», обеспечивая внутреннюю устойчивость каждого из них. Ислам пошел по тому же пути, создав две базовые версии своей идентичности. А вот Китай, Индия и Россия всю свою историю проводили сборку через единственную идентичность. Не буду вдаваться в детальный разбор — почему. Здесь важна констатация.
Предыдущая сборка русской цивилизации происходила более полу-тысячи лет назад, когда одновременно на цивилизационной территории существовали три базовых проекта развития: Великое княжество Литовское, Новгородская республика и Московское княжество. Каждый из этих трех субъектов характеризовался принципиально отличающимся от остальных проектом. ВКЛ — государство, основанное на балансе центральной власти и поместного дворянства, Новгород — классическая торговая республика с перекосом власти в руках управляющих корпоративных структур, Московское княжество — стандартная азиатская деспотия. Итог борьбы известен.
Сегодня на нашей территории также возникли разные и абсолютно несовместимые проекты развития, явно выраженные в России и Украине. Причем сейчас, уже в ходе «не-войны» 24 февраля, Украина однозначно получила сигнал о том, что Европе она не нужна. Другой вопрос, сумеет ли Украина это осознать и отрефлексировать, но важнейшим итогом «не-войны» можно назвать невозможность существования одновременно на одной территории двух базовых проектов. Как и полтысячи лет назад, должен остаться один.
По сути, уже сформированы два зародыша, вокруг которых будет происходить сборка будущей русской цивилизации. Причем это не проекты, а именно лишь зачатки проектов. Еще нет условий для запуска процесса, так как Россия пока на пути к своей дезинтеграции (хотя правящий режим делает все возможное для ускорения этого процесса). Пересборка возможна только в условиях распада предыдущих структур, и пока они не распались, условий для нее не создано. Тем не менее, будущие проекты начинают формироваться.
Будущее русской цивилизации уже определено: в современных условиях дееспособным может стать только децентрализованный проект, обладающий высокой степенью гибкости. Мощь и размеры не всегда хороши. Иногда важнее скорость обмена веществ. Динозавры вымерли не потому что были слабыми, а потому что в переставшем быть комфортным климате они уже не могли обеспечивать себя ресурсом, а механизм преодоления неблагоприятных условий через впадание в спячку сделал их легкой добычей шустрых и юрких теплокровных конкурентов, обеспечивших свое доминирование в жестких условиях через стремительную приспосабливаемость к быстро меняющимся условиям.
Децентрализация в форме федерализации огромного пространства при сохранении управляемости и координации — единственный путь не только выживания, но и развития русской цивилизации. Украина заплатила за непонимание этого гражданской войной, России еще только предстоит заплатить за имперские фантомные боли. Но выход здесь только один.
Вопрос теперь стоит следующим образом: кто именно будет проектировать будущее цивилизационное пространство. Киев или Москва. И пока Киев прошел быстрее и дальше в этом вопросе. Что, впрочем, не гарантирует ему победу в этом соревновании. Победителя определяет финишная лента.