Западные компании станут первыми жертвами отключения России от SWIFT
Запад продолжает рассуждать об ужесточении санкций против Москвы и строит «козни» российским банкам, не осознавая, что тем самым стреляет себе в ногу. ФБА «Экономика сегодня» объясняет, почему отключение РФ от SWIFT приблизит модернизацию банковского сектора и Систему передачи финансовых сообщений (СПФС).
Банки из Российской Федерации, на которые распространились новые санкции стран коллективного Запада, рискую потерять связь с международной межбанковской системой SWIFT, сообщила пресс-служба кабинета министров Германии по итогам переговоров западных лидеров, прошедших 26 февраля.
Кроме того, Европейская комиссия вместе с Соединенными Штатами Америки планирует заморозить активы Центрального банка РФ. Из-за этого возможности главного регулятора по поддержке курса рубля международными финансовыми операциями могут сократиться.
Запад не решается на кардинальные меры
«Атаку» на Банк России ранее анонсировала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, пояснившая, что меры создаются в координации с США, Великобританией и Канадой и будут предложены на обсуждение всем европейским странам.
На данный момент решение об ужесточении антироссийских санкций обсуждает не только Вашингтон и Брюссель, но Франция, Канада, Италия, Британия и Германия. Такой мерой западные государства рассчитывают «изолировать российские учреждения от международных финансовых потоков, что значительно ограничит их глобальную деятельность».
«Европейское сообщество и Америка с регулирующими органами покрывают значительную часть мирового финансового пространства, но не все. Они могут контролировать лишь часть.
Сейчас центр развития глобальной экономики с Запада перемещается на восточное полушарие – там есть крупнейшие банки Китая, Сингапура, Гонконга, которые находятся вне влияния Запада. Это подтверждает существование возможностей для России и поля, не попадающего под санкционный диктат», - рассказал ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Новые ограничения распространились на несколько крупнейших банков России, включая Сбербанк и ВТБ. Также санкции затруднили возможности привлечения иностранного капитала для некоторых государственных учреждений и поставки в Россию высокотехнологичной продукции.
Дополнительно ФРГ остановила сертификацию магистрального газопровода «Северный поток – 2», а Великобритания закрыла воздушное пространство для «Аэрофлота». Однако на этих мерах Запад не останавливается.
В Вашингтоне и Брюсселе звучат угрозы в адрес России о полном отключении страны от международной системы межбанковских переводов SWIFT. Но к единому мнению по данному вопросу страны еще не пришли.
Объясняется это высокими рисками для западных государств, поскольку изоляция РФ от все объединяющей системы сильно ударит по мировой экономике, и, в частности, по Соединенным Штатам и Европейскому союзу. Также Запад медлит с решением по экспорту российских энергоносителей.
В коммерческих и финансовых отношениях всегда участвуют две стороны, напоминает эксперт Беляев, подчеркивая, что запрет какой-то компании сотрудничать с другими расценивается как ущемление прав и экономических интересов. Отсюда следует, что санкции ЕС и США повлияют в первую очередь на западные компании, которым фактически запретят совершать операции и получать прибыль.
Поэтому компании начнут искать пути обхода запретов, руководствуясь экономическим интересом на основе прибыли. Собеседник ФБА «Экономика сегодня» уверен, что всегда найдется лазейка, через которую недовольные участники финансовых отношений выскользнут и найдут способ взаимодействовать с российским сектором и дружественными РФ странами.
РФ готова к санкционным нападкам
Угрозы и сообщения о подготовке нового пакета ограничительных мер обрушились на Москву после того, как президент РФ Владимир Путин в обращении к россиянам сообщил о начале специальной военной операции в Донбассе ради демилитаризации и денацификации Украины. Но западные страны расценили помощь Донецкой и Луганской народным республикам иначе.
Сейчас российская сторона пытается противостоять очередным санкциям за счет ответных мер, которые власти предусмотрительно проработали заранее. В Москве намерены оказывать необходимую поддержку бизнесу, пострадавшему от действий Евросоюза и США, а также обеспечивать жизнеспособность отечественной экономики.
«Разговоры о том, что Россию могут отключить от SWIFT, продолжаются в международном сообществе около 10 лет. Но прежде всего надо понять, что речь идет о сообществе по передаче информации в области финансовых телекоммуникаций, команд банкам для того, чтобы они совершили ту или иную операцию по переводу денег. Банковская система в привычном понимании здесь не затрагивается.
Поэтому отключение от SWIFT – это не тупик для российской стороны. Можно найти другие средства передачи команд между банками, минуя привычную систему. Это может потребовать дополнительных усилий по перекодировке и изменению алгоритма действия банков в виртуальной сфере, но все решаемо», - пояснил Беляев.
Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что при отключении от SWIFT Россия сможет использовать внутреннюю систему передачи финансовых сообщений и инфраструктуру дружественных стран.
Параллельно российские власти разрабатывают ответные меры. По словам представителя Кремля Дмитрия Пескова, для их принятия в ответ на санкции США, Великобритании и Европейского союза требуется анализ и координация.
«Российские банки, попавшие под санкции, прежде всего заинтересованы во внутреннем рынке, обслуживании отечественной экономики и получении прибыли от работы с российскими контрагентами по кредитам, платежам, ведению расчетных счетов. Поэтому ущерб во внешней сфере не станет фатальным для наших организаций, а заставит усиливать устойчивость», - резюмировал экономист Михаил Беляев.