Уличная пропаганда в блокадном Ленинграде
Проспект 25 октября, Ленинград. Зима 1941-1942 / Невский проспект, СПб. Январь 2021
Жители Ленинграда смотрят на огромный пропагандистский плакат на стене дома на главной улице города.
Из дневника Георгия Князева, историка, директора архива АН СССР.
Вступление с 12 декабря 1941 года:
"Вчера не смог остаться под портиком нашего жилого дома по приезду домой: где-то за Невой рвались снаряды, сегодня они гремели где-то дальше в это же время суток. Я гулял среди колонн. Пешеходов здесь почему-то меньше. Многие ищут эвакуационные центры и нервничают, потому что не могут их найти, другие спрашивают местонахождение отделов соцзащиты - инвалидов. Другие еле ходят из-за истощения или старости. Этот уход человечества ужасно наблюдать. На снегоуходной набережной все еще расчищены пути для езды. Автомобили там ездят редко: некоторые иногда грузовики и очень редко можно увидеть легковые: вероятно, автомобили специального назначения или скорые.
Пока я еду или стою у колонн, я всегда вижу зрелище, которое в последнее время стало очень обыденным: людей буксируют пустые гробы, доски спешно прибитые и раскрашенные, или те, с мертвыми людьми, и два-три человека буксируют """погребальные сани""" Говорят, кучи таких гробов воздвигаются на городских кладбищах.
Из Москвы прибывают радостные новости о новом ударе, нанесенном по врагу. Сам Гитлер заявил, что собирается отложить захват Москвы до весны. Наша зима немцам не подошла по вкусу. Ах, если бы они все насмерть замерзли вокруг Москвы, Ленинграда, Украины, их линии снабжения снегопадами сорвались. Вот бы эти проклятые бандиты, вторгшиеся на нашу землю, обстреливающие улицы, площади, жилые дома Ленинграда, погибли один и навсегда. Что делать, если окончательное поражение немецких армий началось наконец? Вот бы их техника сломалась на наших заснеженных просторах! Тогда эти бандиты понесут наше возмездие за их ужасные преступления.
Они не избегут возмездия. Привез домой один из самых эффективных плакатов, который осенью клеили на стены зданий. Мученная мать носит своего убитого ребенка, и подписано: "Месть! Миллионы опустошенных, замученных, страдающих людей плачут о мести, о возмездии. И это будет сделано! Эти бандиты никогда не будут нашими повелителями, новыми орловскими или тульскими приземленными джентлерами!
Рузвельт заявил: «Мы должны признать, что нам грозит долгая война против хитрых и сильных бандитов». Он признал, что Соединенные Штаты пострадали от тяжелой неудачи на Гавайях и, вероятно, потеряли свои аванпосты в Тихом океане: Гуам, Мидуэй, Вейк: «Нас ждет тяжелый труд в будущем, тяжелый труд день и ночь, каждый час и каждую минуту».