АКТРИСА, НА КОТОРУЮ ПРИ ЖИЗНИ МАЛО КТО ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЯ, НО ЕЕ ДО СИХ ПОР ПОМНЯТ
Об актрисе Варваре Поповой (1899-1988) иначе как об особе загадочной в сети не рассуждают, меж тем как вся загадочность Поповой сводится к тому, что так уж складывалась ее судьба, - после смерти не забыта, при жизни мало кому интересна.
Как так получилось?
Попова до поры до времени не делала резких движений, 35 лет просидев без особого блеска в театре Вахтангова. Ее козырной картой было звание «Любимой ученицы Вахтангова», вот только помочь своей ученице Вахтангов не успел. Через год после того, как Попова, закончив его курс, вошла в его театр гений режиссуры скончался (1922).
В 1925 Попова начала сниматься. Играла у Протазанова в «Его призыве», появилась в фильме «Эх, яблочко!» с Владимиром Уральским и Петром Репниным.
В 1930-ом потрясла театральную Москву ролью Луизы в «Коварстве и любви» Шиллера.
А дальше заморозилась.
Неизвестно, когда в личном деле Поповой появилась запись: «Находится в условиях не очень благоприятных для роста, но все же делает успехи». Во время учебы? Во время успеха?
Что такое условия неблагоприятные для роста также остается только гадать, но Попову постоянно обвиняли в скрытности, никто не мог толком сказать, - а что делает она, выходя за порог храма Мельпомены в прекрасный и яростный мир? Есть ли у нее семья? Дети?
В общем, после «Коварства и любви» Попова не получала достойных ролей четверть века, а потом ее из Вахтанговского театра ушли. Случилось это едва актриса, отступив от принципов жить тихо, поддержала Бориса Захаву, который сражение за Вахтанговский театр проиграл.
В 1956 Попова очутилась на свободе.
Никто предполагать не мог, что ее карьера продлится еще свыше двадцати лет.
В 1957 Попова заложила фундамент своих будущих ролей, озвучив бабушку Герды в мультике «Снежная королева».
Будучи лишенной какой-никакой, а театральной работы она пришла в кино.
Главными режиссерами ее жизни стали Алексей Салтыков (ПОСЛЕДНИЙ РЕЖИССЕР В ЖИЗНИ ЕВГЕНИЯ УРБАНСКОГО) и Александр Роу ( смотри записи по тегу Рок-Роу). Салтыков задействовал Попову в роли ехидной бабки в своем социальном хите «Председатель» (1964), а потом пригласил в «Бабье царство» (1967), «Директора» (1969).
Но бессмертие Поповой даровал Роу, сняв ее сперва в «Морозко» в роли бабенки, которую Иванушка-медведь тащил на себе. Потом была «Варвара-краса, длинная коса» (1969), где Попова предстала нянькой Степанидой. Играла она и в последней картине Роу «Золотые рога» (1972).
Продолжая работу с детским сегментом Попова озвучила медведицу в «Умке».
Что касаемо кина «для их родителей» самыми заметными ее достижениями стала кухарка Грушеньки в «Братьях Карамазовых» (1969) и роль в «Выстреле» (1966).
Последний раз Попова появилась на экране в экранизации «Отец Сергий» (1978). Дальше вокруг опять образовалась фигура умолчания. Она прожила еще десять лет, но как жила, бог весть, никто ею не интересовался.
Интерес накрыл Попову только в наше время, как бабушку из картин Роу.
Что ж, так тоже не плохо.