События, развернувшиеся в начале января в Казахстане, поднимают несколько важных вопросов: можно ли говорить об усилении ОДКБ, насколько вырастет влияние Москвы на Казахстан и можно ли забыть о так называемом казахстанском ("назарбаевском") сценарии транзита власти для России?
В первые дни 2022 года в Казахстане вспыхнули протесты, переросшие в беспорядки и столкновения с силовиками. Первоначальный ход событий давал повод предположить возможность смены власти в стране - но этого не случилось.
Одним из главных итогов событий стала отставка бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева с последнего официального поста, который он сохранял за собой. Назарбаев был бессменным президентом Казахстана на протяжении 30 лет и лишь в 2019 году уступил этот пост Касым-Жомарту Токаеву, сохранив при этом существенное влияние на политику страны.
Такой ход Назарбаева повлиял не только на Казахстан - о возможном транзите власти по аналогичному сценарию, при котором многолетний лидер государства формально уходит на второй план, но фактически продолжает контролировать ситуацию, политологи заговорили и в России.
Однако во время январских протестов Токаев объявил об отставке Назарбаева с поста главы Совета безопасности Казахстана - последней официальной должности, которая оставалась у бывшего президента. Новым главой Совбеза стал сам Токаев.
Вскоре после этого ситуацию удалось стабилизировать за счет ввода в страну войск Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - структуры, созданной на постсоветском пространстве еще 30 лет назад, но до этого момента не принимавшей сколько-либо существенного участия в конфликтах на его территории. При этом, как считают обозреватели, ключевую роль и в решении ввести в Казахстан войска ОДКБ, и в дальнейшем урегулировании ситуации сыграла Россия.
Несмотря на то, что беспорядки в Казахстане уже сходят на нет, сами по себе события, развернувшиеся в стране, и способы их урегулирования поднимают несколько серьезных вопросов: например, можно ли говорить об усилении ОДКБ, вырастет ли влияние Москвы на Казахстан и можно ли забыть о казахстанском сценарии транзита власти для России.
Русская служба Би-би-си задала эти вопросы главному редактору журнала "Россия в глобальной политике" Федору Лукьянову и политологам Татьяне Становой и Аркадию Дубнову.
Можно ли говорить об усилении ОДКБ? Как ситуация в Казахстане отразится на внешней политике России?
Федор Лукьянов:
Конечно, можно говорить об усилении позиций России на постсоветском и евразийском пространстве. Россия продемонстрировала способность очень быстро и эффективно реагировать и напомнила, что на этой территории другого эффективного актора в сфере безопасности нет. Россия в очередной раз показала, что она обладает эффективным инструментарием в военно-силовой сфере.
ОДКБ впервые послужил реальным политическим инструментом, потому что на протяжении многих лет полагали, что это больше символический альянс. Теперь же выяснилось, что какую-то роль он может играть по крайней мере как средство легитимаций определенных действий на этом пространстве. Конечно, это оказывает не прямое, но опосредованное влияние на отношения - с США, в частности.