«Радикальные изменения просто нереалистичны». Экс-посол США в России – о переговорах Москвы и Вашингтона
Встреча проходила за закрытыми дверьми на территории американского постпредства при отделении ООН и продлилась более 7 часов. Российскую делегацию возглавили заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков и замминистра обороны Александр Фомин, а делегацию от США — первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман.
На брифинге по итогам переговоров Рябков рассказал, что в ходе дискуссии российская сторона объяснила, почему нерасширение НАТО является императивом для Москвы, а также почему альянс должен отказаться от «освоения территории» государств, вступивших в него после 1997 года. Впрочем, как признал замглавы МИД, добиться прогресса по этим вопросам не удалось. Кроме того, Рябков добавил, что на переговорах была затронута тема о будущем договоре на замену ДСНВ. Глава российской делегации отметил, что в целом дискуссия получилась долгой и непростой, без попыток что-то приукрасить или обойти острые углы. По его словам, США серьезно подошли к предложениям России по гарантиям безопасности.
В свою очередь Уэнди Шерман подчеркнула, что США открыты к переговорам по стратегическому и тактическому оружию, ракетам в Европе, прозрачности и масштабам военных учений. Однако с ограничениями на прием новых стран в НАТО Вашингтон не согласен. Шерман выразила мнение, что прогресс в отношениях между США и Россией возможен, а также предложила в скором времени провести дальнейшие двусторонние консультации.
Говоря об итогах встречи, американский дипломат Александр Вершбоу указал на то, что с самого начала, как только Россия предложила подобные ограничения, «было понятно, что они не реалистичны». Открытые двери – это одно из основных положений НАТО, отметил он.
Украина пытается стать частью альянса, но она пока еще не готова к тому, чтобы в него вступить. Но мы не можем исключать возможность того, что это в будущем случится. Сейчас Россия выступает с позиции расшатывания стабильности. Нам нужно быть внимательными ко всем угрозам, которые существуют. Но такие радикальные изменения просто нереалистичны.
По мнению Вершбоу, Кремлю нужно понять, что некоторые из его требований никогда не будут удовлетворены. России необходимо пересмотреть свои взгляды на ограничение вооружений, задуматься о новых способах снизить эскалацию данного конфликта, найти какие-то новые способы взаимодействия и сотрудничества, считает дипломат.
Вершбоу добавил, что возникший кризис не имеет никаких угроз для России.
«Я считаю, что нам нужно вернуться к тому формату разговоров, который сложился в 90-е годы, и даже во время первого срока президента Путина. НАТО не угрожает безопасности России. Давайте сфокусируемся на фактах и каких-то практических решениях», – призвал он.
Бывший посол США в России также высказался о возможных причинах протестов в Казахстане, которые вспыхнули накануне переговоров Москвы и Вашингтона. В частности, он прокомментировал заявление посла России в США Анатолия Антонова, по мнению которого, Казахстан оказался под ударом радикалов, «исповедующих человеконенавистническую идеологию». Кроме того, российский дипломат нашел причину протестов в республике в бегстве США из Афганистана.
«Все террористические организации сейчас молчат, хотя они обычно берут на себя ответственность за подобные ситуации. У меня есть подозрение, что „лейбл“ террористов используется для того, чтобы попробовать обвинить какие-то внешние силы, вместо того, чтобы заявить о том, что существующий режим в стране спровоцировал эту ситуацию сам и вынудил свой собственный народ начать вести себя подобным образом», – считает Вершбоу.
При этом, он не исключил попыток выставить эти протесты как «оранжевую революцию», которая была произведена из-за рубежа, а также то, что это была попытка госпереворота.
Но я думаю, что фундаментально этот кризис вытекает из внутренних проблем Казахстана и из-за недовольства резким скачком цен на газ.
Также Вершбоу выразил мнение, что в истории с протестами есть и «рука России». Он объяснил это тем, что Россия фактически управляет рынком сырья в регионе и вполне себе имеет возможность «подбросить дров в костер».