Чего так и не поняли американцы о русских
"Российская делегация приехала сюда с четкой позицией, которая содержит ряд элементов, на мой взгляд, вполне понятных и сформулированных настолько четко, в том числе на высшем уровне, что отклонений от этих наших подходов просто не может быть", — подчеркнул Рябков.
Шерман заявила, что США не хотели бы обсуждать европейскую безопасность без участия союзников и партнеров. Госдеп опубликовал короткое коммюнике о том, что Вашингтон "поддерживает право стран самостоятельно выбирать, в какие союзы вступать".
Тупик "общенатовского круга"Обсуждались переданные американской стороне два российских проекта документов – Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора, сообщает корреспондент The Moscow Post.
В ходе переговоров, как и ожидалось, российская сторона подчеркнула необходимость обеспечить правовой, юридически обязывающий характер гарантий безопасности, прежде всего недопустимости дальнейшего расширения НАТО. Это отмечено в сообщении МИД РФ для прессы.
Сергей Рябков, заместитель главы МИД РФ и руководитель делегации России на этих переговорах сделал короткое заявление и ответил на более чем два десятка вопросов представителей российских и иностранных СМИ.
Он, в частности, заявил после переговоров о надежде, что "в общенатовском кругу сложится, по крайней мере, лучшее, большее понимание того, что в тупик это все заводить нельзя и нужен прорыв, реальный шаг навстречу России".
За ужином об УкраинеДлившиеся в целом около десяти часов переговоры начались в воскресенье за ужином и продолжались до 19 вечера в понедельник. Комментировать содержание того, что в ходе этих двух дней говорилось было сложно даже самому Сергею Рябкову. В нескольких словах, предложенных аудитории "для затравки", дипломат назвал диалог сложным и долгим, глубоким и очень профессиональным. Попыток приукрасить и обойти острые углы не было. Американцы российские предложения изучили и к переговорам были готовы.
Российская сторона использовала встречу, чтобы объяснить логику своих предложений. Во-первых, подтвердила, что получение правовых гарантий нерасширения НАТО – это "абсолютный императив". Во-вторых, речь шла о неразмещении у границ России ударных систем вооружений. В-третьих, об отказе НАТО от "материального освоения" территорий стран, вступивших в альянс после подписания в 1997 году Основополагающего акта Россия-НАТО. Продвижение по этих трем направлениям Рябков назвал условием для продолжения работы по всем другим вопросам. При всей ее важности, - добавил глава МИД.
Рябков не обошел вниманием претензии и угрозы, звучавшие со стороны администрации США по поводу сосредоточения российских войск вдоль границ Украины. Он повторил, что планов "нападения" на Украину у России "нет и быть не может". Оснований опасаться "эскалационного" сценария тоже не существует. Все мероприятия в районах, прилегающих к территории Украины, проводятся в пределах российской национальной территории и в рамках поддержания боеготовности российских вооруженных сил.
Диалог – надежда для оптимизмаУспех переговоров должен способствовать повышению стратегической стабильности. Так можно было понять российского дипломата, заявившего, что переговоры в Женеве стали "специальной чрезвычайной сессией" диалога по вопросам стратегической стабильности. Но тема гарантий безопасности только частично пересекается с содержанием диалога по стратегической стабильности между Россией и США. Но на первом месте стояли вопросы "гарантий безопасности".
Сергей Рябков отметил, что стороны согласились определить, как продолжать работу по уже согласованным направлениям диалога по стратегической стабильности по итогам переговоров с НАТО в Брюсселе и переговоров в Вене в рамках ОБСЕ. Можно как-бы предположить, что в случае отказа США и НАТО от выполнения "трех пунктов" российских предложений, по которым Россия ожидает получить правовые гарантии, может повлиять на ход диалога по вопросам стратегической стабильности, даже продолжение самого этого процесса.
Рябков сказал, что российская сторона призывает США к "максимальной ответственности", что риски нарастания конфронтации нельзя недооценивать. По его мнению, профессиональный диалог с американской стороной оставляет место для оптимизма. Вместе с тем, нет ощущения, что партнеры по переговорам понимают необходимость и всю важность договоренностей по предложениям России.
Без двусмысленной трактовкиПредложения сводятся к тому, что НАТО должна вернуться к договоренностям с Россией, выработанным в 1997 году. Основополагающий акт Россия – НАТО иносказательно "допускал" расширение альянса, исходя из принципа "права выбора путей обеспечения собственной безопасности". Россию успокаивали тем, что коллективная оборона не потребует "дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил".
И самое главное успокоительное: "Любые действия, предпринимаемые Россией или НАТО совместно, или индивидуально, должны соответствовать Уставу ООН и принципам ОБСЕ". Но США, возглавляя НАТО, решила от всех этих договоренностей отойти. Совет Россия-НАТО перестал собираться, "не могли согласовать повестку". В 2021 году отношения Москвы со штаб-квартирой альянса в Брюсселе были официально прекращены и представительство России закрыто.
"Очень не хотелось бы столкнуться с ситуацией, когда страны НАТО во главе с США совершат такую ошибку и вновь будут действовать в ущерб и собственной безопасности, и безопасности всего Европейского континента", — заявил Рябков.
"Три ключевых направления", сформулированные в проектах документов, переданных США 15 декабря прошлого года, на допускают каких-либо двусмысленных толкований.
Публикацию этих проектов Рябков назвал намерением России "положить карты на стол", свидетельством того, что Москва "говорит, что думает". Дипломатия, по его словам, предполагает компромиссы и баланс интересов. Поиск такого баланса возможен. Но в российской шкале приоритетов на первом месте "три направления", от которых Россия не может отступить. База для договоренностей, по мнению Рябкова, здесь есть.
Кого не учит история"Правы те, кто говорит, что Россия заняла позицию подчеркнуто жесткую. Но не правы те, кто утверждает, что Россия пошла по пути выдвижения ультиматумов" - сказал Сергей Рябков во время ответов на вопросы. Россия выступает за договоренности и предлагает конкретный путь к тому, как это сделать с тем, чтобы дипломатия продолжала свою роль в качестве инструмента сохранения мира.
Москва не угрожает последствиями, если договориться не получится. Тогда как с американской стороны и ЕС речь идет о "цене, которую России придется заплатить" в случае, "если она сделает или не сделает что-то. Как будто их ничему не учит история. Такой разговор в принципе неприемлем для нас", - сказал Рябков.
Это и есть, по его словам, ультиматум, шантаж, запугивание. Помимо этих "инструментов" и санкций "в арсенале Запада мало, что осталось, утрачена даже способность договариваться". Рябков сказал, что эту "навык договариваться" можно восстановить, что Россия способна это сделать.
По ключевому вопросу, касающемуся нерасширения НАТО, прогресса нет. "Это свидетельствует о том, что американская сторона недооценивает серьезность происходящего", — пояснил замминистра, добавив, что, если ситуация не изменится, "Россия будет рассматривать ее с учетом всей совокупности факторов".
России нужны гарантии, что Украина и Грузия никогда не станут членами НАТО, заявил Рябков. "Мы подчеркиваем, что для нас это совершенно обязательно - удостовериться, что Украина никогда не станет членом НАТО. Мы хотели бы, чтобы на мадридском саммите НАТО формула, принятая бухарестским саммитом в 2008 году, была бы отозвана и заменена на следующее: "Украина и Грузия никогда не станут членами Североатлантического альянса", - сказал российский дипломат журналистам.
"Нам надоело вести пустые разговоры, от полуобещаний, от неправильного истолкования, что часто происходило на переговорах за закрытыми дверями. Мы не доверяем другой стороне. Нам необходимы железобетонные, юридически значимые гарантии, не обещания, а именно гарантии, со словами "должны", "обязаны", никогда не становиться членами НАТО. Это вопрос национальной безопасности России", - подчеркнул он.
Но ситуация не безнадежна, - заметил Сергей Рябков. Обсудили все вопросы, включая те, что "были за кадром". Все будет зависеть от итогов встречи в многостороннем формате 12 января, но и здесь согласованной повестки нет, посетовал российский дипломат.
Главное противоречиеГлавная задача для Вашингтона обезопасить себя, избежать давления возникшего стратегического диспаритета в стратегических вооружениях. Обеспокоенность по этому поводу проявилась в готовности Белого дома регулировать отношения в области ядерной безопасности, стратегической стабильности, кибербезопасности. Географической неуязвимости у США давно уже нет. Вашингтону приходится основательно переоценивать приоритеты национальной безопасности, выбирать между собственными интересами и экспансией НАТО в восточном направлении.
Накануне 2022 года президент Владимир Путин старался помочь президенту Джо Байдену найти ответы на эти вопросы. "Главной темой беседы стали вопросы реализации достигнутой в ходе видеоконференции 7 декабря договорённости о запуске переговоров по предоставлению юридических гарантий обеспечения безопасности России", - отмечено в пресс-релизе по итогам телефонного разговора президентов.
Кремль сообщил, что по проектам соглашений с США и НАТО были сделаны подробные пояснения. Подтверждено, что Россия намерена получить "твердые правовые гарантии, исключающие продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих систем вооружений в непосредственной близости от российских границ". Было подтверждено, что безопасность и России, и США может быть обеспечена только на основе соблюдения принципа неделимости безопасности, юридически оформленных договоренностей.
Сегодня, забота о собственной безопасности встала для США на первое место. Согласие президента Байдена на продление СНВ-3 это подтверждает. Планы НАТО по военному освоению Украины этому противоречат. Переговоры на уровне помощника по вопросам национальной президента США Джейка Салливана и секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева стали попыткой эти расхождения устранить.
Президенты РФ и США договорились держать под личным контролем ход дискуссий на всех переговорных треках, и, особенно в Женеве, где двусторонний формат Россия-США был нацелен на скорейшее достижение конкретных результатов. Будут ли они известны? Будут ли вообще? Как скоро, если будут?
Как заметил Сергей Рябков, "полетное задание" для российской делегации на переговорах в Женеве было сформулировано с требованием добиться результатов без проволочек. Кажется, что до американской делегации удалось донести неотложность решения всех накопившихся вопросов и надежда на следующий раунд переговоров сохраняется.