Александр Любимов: «Помогать людям – моя профессия и гражданский долг»
– Александр Иванович расскажите о себе. Кем были Ваши родители?
– Родился и вырос я в городе Лубны Полтавской области. Так получилось, что мой отец, Иван Петрович, с первого дня Великой Отечественной войны был кадровым офицером. Он окончил военное училище и прошел всю войну. Служил до 1947 года. Имел много наград: два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, массу медалей, в том числе – «За боевые заслуги». К сожалению, у него было три довольно тяжелых ранения. После одного из них он попал в Лубенский госпиталь. Это был 1943 год. В то время моя мама Лариса Трифоновна работала медсестрой в этом госпитале. И, по сути дела, спасла отца от смерти, выходила. У них завязался роман, и они поженились. Прожили всю жизнь вместе. Несмотря на инвалидность, отец все время активно трудился.
– Он тоже имел отношение к медицине?
– Только косвенное: был председателем профкома Лубенского химфармзавода. Мама, как я уже сказал, была медсестрой. Первой эстафету у нее приняла моя старшая сестра Людмила. Она возглавляла областную станцию переливания крови в Полтаве. Всю свою жизнь отдала медицине. Мой двоюродный брат Виктор, – а мы жили в одном доме, разделенном на две половины, – после окончания школы уехал в Москву и поступил в 1-й Московский медицинский институт. Он старше меня на шесть лет. И когда приезжал на каникулы, у нас были довольно доверительные разговоры. Так потихоньку он и родители склонили меня, к тому, чтобы я стал заниматься медициной. А у меня в то время были очень разносторонние интересы: я и в танцевальном кружке занимался, и музыкальную школу по классу баяна окончил. Но близкие все-таки настояли на том, чтобы я попробовал поступить в медицинский. И так совпало, что Виктор уже отучился шесть лет, а я, окончив школу с медалью, только приехал поступать. Успешно сдал экзамены, и с той самой поры медицине не изменял.
– Вы рассказывали, что Вам предлагали работать в Москве. Почему же выбрали Балашиху?
– Действительно, были такие предложения. Но я прикипел душой к этому городу, людям, которые здесь живут. И это уже навсегда. Здесь женился, у нас трое детей и шесть внуков. Все дети получили высшее образование. Одна дочь – юрист и социолог, кандидат социологических наук, вторая – окончила Университет управления, сын – Институт стали и сплавов, специалист по IT-технологиям. В этом большая заслуга моей супруги Елены Борисовны, которая отдала много сил воспитанию детей и является в семье надежным тылом и опорой. По образованию она экономист, много лет трудилась в городских организациях. Ну, а я работаю в Балашихе с 1979-го, получается 42 года. Хотя медицинскую практику начал получать, будучи студентом третьего курса, то есть общий стаж медицинской работы у меня порядка 45 лет. Кроме того, я занимался общественной деятельностью, был депутатом балашихинского Совета пяти созывов, возглавлял комитет по здравоохранению и социальной политике. Всегда считал своим долгом помогать избирателям.
– Припомните самые трудные, самые необычные случаи, когда приходилось собирать все силы, применять все свои умения и знания, чтобы спасти пациента.
– Вы знаете, что одно из основных заболеваний, которые лечат урологи, – это мочекаменная болезнь. К сожалению, и от некачественной воды, и от неправильного питания, и под влиянием наследственных факторов у многих людей образуются камни в почках и других внутренних органах. Раньше их удаляли преимущественно путем хирургического вмешательства. И у меня возникла мысль: чтобы люди увидели, чем грозит это заболевание и какие бывают камни, надо собрать их в витрине, как в музее. Так вот, один камень, который я практически всегда демонстрирую, по размеру больше теннисного мяча, то есть больше пяти сантиметров. Представляете, что это такое? И, как ни странно, носил его в себе наш коллега, врач хирург. Пришлось мне его прооперировать. Операция была сложная, потому что удалить такой камень не просто. А вообще, за сорок пять лет врачебной практики много было сложных моментов. Вспоминается еще один случай, когда надо было оказать помощь 85-летнему мужчине, после чего он прожил еще десять лет.
– Медицина не стоит на месте. Время заставляет расширять профессиональные знания. Как это происходит?
– Вы правы, урология за последние 20 лет шагнула далеко вперед. Скажем, сегодня в 80 процентах случаев операции проводятся малоинвазивным способом, то есть через проколы. Эти уникальные операции стало возможным проводить благодаря оборудованию, которым оснащено наше отделение. Для того чтобы изучить и овладеть новыми методами лечения, необходимо постоянно пополнять запас знаний, общаться с коллегами. Поэтому все врачи нашего отделения как минимум раз в пять лет повышают свою квалификацию в ведущих клиниках Москвы. Обмен опытом, участие в симпозиумах, плановые операции, которые проводят лучшие специалисты, – все в копилку знаний. Вот уже пять лет я вхожу в аттестационную комиссию, рецензирую работы подмосковных урологов, представленные на подтверждение квалификационной категории. И это тоже определенный опыт.
– Как вы отдыхаете? Удается хотя бы на время абстрагироваться от работы, не думать о ней?
– Мне повезло, что в свое время я поселился в Салтыковке. Полюбил этот район, потому что там после тяжелой интенсивной работы мог полностью переключиться на отдых и домашний быт, полюбоваться своим садом, окружающей природой. Салтыковка – это уникальное место. Рядом с домом есть пруд, где можно порыбачить. В лесу – подышать воздухом, собрать грибы. Заняться активным спортом, когда ходят в бассейн и в тренажерный зал, – на это у меня никогда не хватало времени. Но зимой мы с женой обязательно ходим на лыжах. Что же касается работы, она у меня всегда в мыслях. Болезни часто приходят без предупреждения, и помощь заболевшему может потребоваться в любую минуту.
Вопросы задавал Сергей ПАНОВ
Фото автора и из архива Александра ЛЮБИМОВА