Antiwar: США проигрывают России главную арену новой холодной войны
Ближний Восток считался важнейшей ареной холодной войны, и сегодня Вашингтон рискует проиграть это боле битвы Москве. О ситуации рассказывает в своей статье американский политолог Тед Снайдер. Эксклюзивный пересказ его статьи, опубликованной порталом Antiwar, предлагает своим читателям «ПолитРоссия».
Соединенные Штаты могут утратить ряд своих преимуществ в Ближневосточном регионе, которыми они обладали в XX веке, считает аналитик. По его словам, Ближний Восток в свое время стал стратегически важной территорией, где пересекались интересы сверхдержав, участвующих в холодной войне – Соединенных Штатов и Советского Союза. По словам политолога, именно тогда Израиль первые приобрел для США ключевое политическое значение. В то же время Москва восприняла активность Вашингтона на Ближнем Востоке как попытку создать угрозу на своей южной границе. В итоге страны региона были поделены на блоки, которые примкнули к разным лагерям.
В современном мире, когда поднимается заря второй холодной войны, ситуация в стратегически важном регионе начинает меняться.
«Некоторые государства, которые продолжают оставаться на стороне Соединенных Штатов, тем не менее, уже поглядывают на Россию и Китай, – констатирует Снайдер. – А те, кто не входят в американский блок, открыто демонстрируют приверженность Москве и Пекину».
Так, например, Сирия давно прочно вошла в российский лагерь. Египет возобновил оружейные сделки с Россией и заключил с Москвой сделку о строительстве на своей территории первой атомной электростанции.
«Даже Израиль, несмотря на прочные отношения с США, поддерживал и поддерживает теплые отношения с Путиным и Россией», – отмечает американский обозреватель.
Мало того, нынешнее правительство Израиля стремится к развитию связей с Китаем: все это представляет серьезные риски для отношений Тель-Авива с Вашингтоном.
«Сирия, Египет, Израиль и даже член НАТО – Турция – все более открыто ориентируются на Россию и Китай, однако наиболее важные сдвиги на арене новой холодной войны происходят за счет действий двух исторических врагов – Саудовской Аравии и Ирана», – уверен Тед Снайдер.
Он напоминает, что после распада Советского Союза Эр-Рияд сблизился с Израилем и перешел в американский лагерь, чтобы противостоять Тегерану. Иран же искал союзников на Востоке – в лице Москвы и Китая.
Однако за последние несколько лет в отношениях двух оппонентов явно наметились сдвиги. Иран публично подтвердил о намерении разрешить разногласия с Саудовской Аравией.
«По мере того, как эти страны осторожно приближаются друг к другу, Эр-Рияд еще пристальнее приглядывается к Москве, – замечает автор статьи. – В конце августа Саудовская Аравия сделала смелый шаг, подписав соглашение с Россией о развитии совместного военного сотрудничества. Этот небольшой (почти танцевальный) шаг по смене партнера может стать важным сигналом для США».
По мнению авторов статьи, большое влияние на баланс сил в Ближневосточном регионе оказывает Шанхайская организаций сотрудничества (ШОС), которая была создана по инициативе России и Китая. Ее влияние растет, и хотя это не военный альянс и он не предназначен для противостояния в формате холодной войны, он все-таки представляет серьезный противовес однополярному миру, который всеми силами пытается сохранить Вашингтон.
«Недавно Иран осуществил свою старую мечту и стал постоянным членом ШОС. Членство в Шанхайской организации сотрудничества все теснее связывает Тегеран, выскользнувший из сетей американских санкций, с Москвой и Пекином», – отмечает Тед Снайдер.
Американский эксперт называет вступление Ирана в ШОС крупным дипломатическим успехом. Однако это было отнюдь не таким сюрпризом для мирового сообщества, как шаг Саудовской Аравии от США в сторону китайско-российского блока. Так, недавно Эр-Рияд вместе с Каиром получили статус партнеров ШОС.
Ближний Восток был важнейшей ареной противостояния во время холодной войны. И сейчас Соединенные Штаты рискую потерять нескольких важных ближневосточных союзников, которые все с большим интересом смотрят в сторону России, Китая и ШОС.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала, как Москва может получить значительное влияние на Ближнем Востоке из-за ошибок США.