Начальник станции «Серебряный бор» восстанавливает историю спасения на водах
Ретроэкипировка водолазов-спасателей, виды первых спасательных станций Российской империи и даже награда Общества спасения на водах начала XX века — вот лишь небольшая часть коллекции начальника поисково-спасательной станции «Серебряный бор» Ярослава Черногорова. Больше всего он мечтает создать музей спасения на воде. Из юристов — в спасатели Ярослав Черногоров стал спасателем в 2010 году. Тогда он был уже состоявшимся человеком, руководил собственной юридической компанией. Но со временем понял, что работа ему не интересна.
— Я мечтал быть спасателем, — делится Черногоров, — прошёл курсы, принёс резюме, сказал: хочу попробовать. Меня взяли заместителем начальника на станцию «Борисовская». Ездить туда из Строгина было далеко, работы много. Но каждую смену я думал: почему не пришёл раньше? Через год спасателя перевели на станцию «Серебряный бор».
Историческое здание
Не многие знают, что станция «Серебряный бор» — одна из старейших в Москве. Она была построена в 1901 году возле деревни Хорошёво и была названа «Юбилейной», ведь в тот год Московскому округу Императорского Российского общества спасения на водах исполнилось четверть века.
— В Москве есть и более старые станции. Например, «Крымский мост» открылась в 1894 году. Но эти станции сегодня работают в новых зданиях. У нас же сохранилась историческая постройка. Кстати, здание нашей поисково-спасательной станции в начале XX века считалось одним из самых красивых в Московском округе Общества спасения на водах, — говорит Ярослав Черногоров.
Снаряжение весило 80 килограммов
Тогда-то Черногоров и понял, что история спасения на воде почти не изучена. И он решил сам собирать документы и предметы старины.
— Начав поиски в наших служебных архивах, в Российской государственной библиотеке и в Интернете, вдруг узнал, что на соседней станции «Строгино» хотят списать водолазное снаряжение 1970-х годов, — вспоминает он. — Всё вместе весит под 80 килограммов… Теперь всё это снова хранится у нас: я попросил не списывать костюм, а передать нам.
Есть в коллекции и дореволюционная профессиональная награда: серебряный Крест Общества спасения на водах. Её Ярослав Черногоров заказал в Германии, где награда оказалась после революции.
— Есть у нас и пробковый спасательный круг 60-х годов, — говорит спасатель, — до пробковых использовались круги из обмотанной тряпкой соломы. Сейчас их делают из разных искусственных материалов вроде пенопласта.
Влюблённые барышни пытались утопиться
Открыток, плакатов, печатных документов в коллекции Черногорова великое множество. Особенно интересна подшивка журнала «Спасание на водах» Императорского российского общества спасания на водах начала XX века, издававшегося под покровительством императрицы Марии Фёдоровны. Это настоящие сводки происшествий.
— Зимой телеги с лошадьми уходили под лёд, влюблённые барышни пытались утопиться и, конечно, люди лезли в воду пьяными, — говорит Черногоров. Но были, разумеется, и настоящие герои, о которых сообщала пресса. Так, в 1915 году во время ледохода на Москве-реке сын хозяина плотомойни у Крымского моста услышал крик о помощи и увидел плывущую на большой скорости льдину, на которой находился человек. Мужчина успел догнать льдину на лодке и спасти бедолагу. Ярослав Черногоров надеется устроить небольшой музей истории спасения на водах. Пока для него нет места. Но главное — дело начато!