Плюсы и минусы семейного бизнеса в России
Покупателей интересует не только упаковка, но и то что внутри… И все чаще отдают предпочтение натуральным продуктам — например, выращенным семьей фермеров. Или выбирают рестораны, где готовят по проверенным семейным рецептам. Совсем скоро такой бизнес в России могут легализовать. Это значит — господдержка и особый налоговый режим. Главным критерием для создания семейной фирмы станет родство сотрудников. А если разругаются, или разведутся, как быть? Задумалась Елена Норкунайте.
А это уже — не кухня, на которой Ирина Тюкавина поделилась рецептом вяленых томатов и собрала сто тысяч лайков, а настоящий мясной цех.
«Наемные работники заводили нас в минус, и мы сели и решили на семейном совете, что будем работать семьей до тех пор, пока наш маленький бизнес крепко не встанет на ноги», — рассказывает предприниматель Ирина Тюкавина.
Здесь Тюкавины работают и на себя, и на имидж семейного бизнеса в России, в котором точно так же важны и доверие, и ответственность. Когда в России узаконят семейный патент, имя отца-основателя сыроварни будет стоять в начале длинного списка. Потом жены, двух сыновей, матери, шурина… и, возможно, еще пары родственников.
«Братья у меня есть, которые хотели бы работать, сестра», — признается Юрий Кочев.
Сейчас, чтобы отчитаться за каждого, около 40-ка документов требуется. Но, если у такого, как у Кочевых, семейного бизнеса появится особый статус, то и власти поддержат, и бумажной волокиты не будет. И клиенты обрадуются.
«Мы сыр можем продавать и продукцию сделать дешевле намного, что будет доступнее для клиентов. Хотелось бы, конечно, поменьше налогов платить», — говорит владелец семейной сыроварни.
По данным российской торгово-промышленной палаты, почти 80 процентов представителей микро-бизнеса в стране, — это именно семейные подряды. И было бы логично наконец-то их узаконить.
«Они платят один налог от всей семьи, одни страховые взносы. Без вот этого мучительного начисления заработной платы, где все очень сложно и должен появиться бухгалтер. Логично и правильно ввести семейный патент», — считает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (Москва) Елена Дыбова.
К идее вернулись вновь, несмотря на то, что скептики опасаются злоупотреблений: полгода назад в минэкономразвития нововведение посчитали избыточным. Но законопроект о семейном патенте усовершенствовали и он снова ждет одобрения Госдумы.
Леонид и Виктор Цой даже в названии обыграли — нет, не совпадение со звездным именем, а тот факт, что бизнес основали по-братски. Ресторан и сесть магазинов — семейные, продукты домашние. Предприниматели считают, что у клиента больше доверия, если вся семья — при деле.
«По бумагам — это один человек», — объясняет соучредитель ресторана Виктор Цой.
«Кто?»
«Наша мама»
«Это семейный бизнес и есть понимание у близких, что мы все работаем на благо», — добавляет Леонид.
В Кемеровской области понятие «семейного предприятия» местные власти уже ввели — с 2021 года. Впервые в России. Теперь опыт, например, семьи Трошковых можно считать экспериментальным и показательным для всей страны.
Она — главврач стоматологической клиники, он, конечно, генеральный директор и по совместительству — бухгалтер. Секрет стабильности этого предприятия — не только в выстроенных деловых отношениях, но еще и в совместных чаепитиях. При обсуждении легализации семейного бизнеса в России, пожалуй, потенциальный развод вызывает больше всего вопросов. Что будет с предприятием, если работники больше видеть друг друга не хотят!