Кто о чем, а Израиль об Иране
Глава ЦРУ Уильям Бёрнс прибыл в Израиль с первым после вступления в должность визитом. Одна из основных тем его переговоров в Иерусалиме — политика по отношению к Ирану, который как в США, так и в Израиле продолжают считать угрозой для стабильности на Ближнем Востоке. В то же время Вашингтон еще рассчитывает найти общий язык с Тегераном по иранской ядерной программе и надеется на возобновление переговоров на эту тему в Вене в ближайшее время. Примечательно, что пока господин Бёрнс летел в Израиль, представители израильского Совета безопасности обсуждали иранскую тему в Москве.
Впервые после вступления в должность директор ЦРУ Уильям Бёрнс прилетел во вторник в Израиль. В его программе встречи с израильским премьер-министром Нафтали Беннетом, а также новым директором «Моссада» Давидом Барнеа, занявшим свой пост в начале июня. В планах господина Бёрнса также поездка в Рамаллу и встреча с руководством Палестины, но его главная цель, как сообщают израильские СМИ, обсуждение с израильскими собеседниками ситуации, складывающейся в последние дни вокруг Ирана.
Израильтяне обвиняют Тегеран в атаках на суда в Оманском заливе и Аравийском море, чьими владельцами или операторами выступают израильские компании. Последняя такая атака имела место у берегов Омана в конце июля. В результате нападения на танкер Mercer Street погибли граждане Великобритании и Румынии. Персональную ответственность за инцидент в Израиле возлагают на командующего подразделением БПЛА ВВС Корпуса стражей исламской революции Саида Ару Джани. По последней информации, иранские дроны были запущены с территории Йемена. Евросоюз и США полностью согласны с израильской оценкой событий. В понедельник эту мысль в очередной раз огласил госсекретарь США Энтони Блинкен — это произошло в ходе заседания Совбеза ООН, посвященного морской безопасности. «Мы уверены, что Иран осуществил эту неоправданную атаку, которая является частью серии нападений и других провокационных действий»,— сказал он. Господин Блинкен призвал международное сообщество привлечь виновных к ответственности. «Неспособность сделать это только усилит их чувство безнаказанности и воодушевит других»,— добавил он.
Иран свою вину не признает. По словам иранского посла в России Казема Джалали, история с атакой на танкер Mercer Street «искусственно создана западниками и сионистами». Выступая на встрече с экспертами, организованной Фондом Горчакова???, он отметил, что подобными заявлениями Запад пытается создать «определенную атмосферу вокруг Ирана в период формирования нового правительства».
Новый президент Ирана Эбрахим Раиси, представитель консервативного лагеря, вступил в должность на прошлой неделе и сразу занялся подбором министров. Момента, когда новое правительство приступит к своим обязанностям, ждут не только в Иране. Международное сообщество надеется, что теперь Тегеран будет готов к возобновлению переговоров в Вене по возвращению Ирана и США к ядерной сделке. Речь идет о подписанном в 2015 году Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД). Договоренности Тегерана с пятью постоянными членами Совбеза ООН и Германией предполагали снятие санкций с Ирана в обмен на ограничение им своей ядерной программы. В 2018 году президент США Дональд Трамп решил выйти из СВПД, а спустя год Иран, так и не дождавшись запуска механизма, позволявшего ему сотрудничать с ЕС в обход американских санкций, начал постепенно отказываться от своих обязательств в рамках ядерной сделки. Де-факто СВПД на данный момент почти не работает. После прихода в Белый дом президента Джо Байдена США захотели вернуться в СВПД, увидев, что санкционное давление не мешает иранцам развивать ядерную программу. Непрямые переговоры на эту тему начались в Вене весной, однако сторонам не удалось ни к чему прийти до смены президентов в Иране. Предполагается, что консультации возобновятся в сентябре, как только новые иранские власти войдут в курс дела. В то же время у США появились опасения, что теперь уговорить Тегеран вернуться к СВПД будет непросто.
По информации агентства Bloomberg, в администрации Байдена предполагают, что восстановление СВПД может оказаться нереальным, и поэтому США рассматривают разные варианты??. Среди них — промежуточный шаг по ограниченному ослаблению антииранских санкций в обмен на договоренность о заморозке большей части работ по обогащению урана в Иране. Однако вопрос — согласятся ли с таким подходом в Тегеране. Там и раньше настаивали на полном снятии санкций, а после смены президента-реформатора на консерватора надежд на большую сговорчивость Тегерана нет никаких. «Санкции против иранского народа должны быть отменены, мы поддерживаем любой дипломатический механизм, который это осуществит»,— заявил Эбрахим Раиси во время церемонии инаугурации. В свою очередь, в Вашингтоне сообщили, что ждут, какой подход выберут в Иране. «Наше послание президенту Раиси то же, что и послание его предшественникам. Оно очень простое: США будут защищать и продвигать интересы своей национальной безопасности и наших партнеров. Мы надеемся, что Иран сейчас воспользуется возможностью для содействия дипломатическим решениям»,— указал в день инаугурации Раиси представитель Госдепартамента США Нед Прайс.
Несмотря на скептицизм, США все еще надеются хотя бы возобновить переговоры в Вене. Об этом свидетельствует и публикация газеты саудовской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат». На прошлой неделе издание сообщило, что Вашингтон попросил израильтян не атаковать ливанское шиитское движение «Хезболла» после его ударов по территории Израиля. Утверждается, что США опасаются, что война в Ливане может сорвать переговоры в Вене.
Ситуацию вокруг Ирана Израиль обсуждает не только с США. Во вторник в Москве секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев встретился с новым главой Совета национальной безопасности Израиля Эялем Хулатой и его предшественником Меиром Бен-Шаббатом. Господин Хулата вступает в должность 15 августа. Поездка — ознакомительная, на прошлой неделе оба израильтянина также посетили Каир. Новый глава израильского Совбеза побывал и в Вашингтоне. Согласно сообщению Совета безопасности РФ, собеседники обменялись мнениями по ситуации на Ближнем Востоке и урегулированию ряда региональных конфликтов, а Николай Патрушев «выразил надежду на продолжение преемственности в российско-израильских контактах в области безопасности».
В Израиле не перестают надеяться, что Россия хотя бы частично воспримет его точку зрения на Иран, но Москва, по крайней мере на словах, остается на своих позициях и поддерживает тесные контакты с Тегераном. В начале августа израильские СМИ бурно обсуждали якобы имеющееся у Москвы намерение ограничить свободу действий израильских ВВС в сирийском небе. Поводом для этих спекуляций стали заявления заместителя руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирала Вадима Кулитя о том, что сирийские ПВО сбили израильские ракеты при помощи комплексов российского производства «Бук-М2Э». Затем газета «Аш-Шарк аль-Аусат» привела слова анонимного российского источника, который утверждал, что Россия не намерена соблюдать договоренности с Израилем, заключенные при премьер-министре Биньямине Нетаньяху.
Со своей стороны, осведомленные израильские источники “Ъ” отмечают, что механизм деконфликтинга между Россией и Израилем продолжает работать, как и раньше. Более того, они высоко оценили действия российской армии в Сирии, особенно ее последние попытки не допустить зачистку провинции Деръа. В Израиле считают, что российская политика примирения на юге Сирии положительно сказывается на безопасности в регионе, так как мешает закреплению там иранцев.