Нужны ли Пензе вау-эффекты, или почему наш город застрял в 2012 году
Надо чаще встречаться
В советское время многие вопросы решались сверху, по нормативам. Например, рассчитывалась площадь торговых залов на душу населения или количество кресел в парикмахерских. Сегодня бизнес сам решает, сколько ему нужно открыть точек и где их разместить. И многие проблемы развития города, микрорайона, улицы предприниматели замечают порой раньше, чем чиновники. Например, где-то необходима парковка, а где-то — прогулочная зона.Вывод: бизнесу и власти в Пензе надо чаще встречаться, обмениваться наблюдениями и сообща решать вопросы. Одной из таких встреч стала панельная дискуссия «Город для бизнеса», которая прошла в рамках Пензенского форума предпринимателей.
Мэр Пензы Андрей Лузгин настроил участников на открытый диалог:
— Крупный бизнес, ключевые застройщики периодически высказывают свое мнение. Их позиция нам понятна. Но важно знать и потребности микропредприятий. Вы также формируете рабочие места, предоставляете услуги, обеспечиваете уровень жизни города в целом.
VIP-гостем форума стал известный российский эксперт-футуролог, специалист по территориальному брендингу Артем Желтов. Он рассказал о тенденциях развития современных городов и новых возможностях для бизнеса, которые они дают.
Застряли в 2012 году
— Москва живет в будущем, опережая весь мир по развитию на несколько лет, — считает Артем. — Питер или Лондон — в настоящем, 2021 году. Зная основные вехи развития населенных пунктов, можно определить время, в котором они существуют. Я познакомился с Пензой и сделал вывод, что она находится на уровне 2012 года. У вас сейчас развиваются глобальные сети, целыми кварталами строится современное жилье, зарождаются высокотехнологичные кластеры, вы всерьез начинаете заниматься общественными пространствами. Но практика показывает, что кроме жилых домов и торговых центров нужно создавать что-то уникальное, нестандартное, способное вывести город на новый уровень.Про вау-эффект
Московский эксперт пояснил, что перед многими российскими городами сейчас остро стоит вопрос, куда двигаться в развитии.— Я поддерживаю принцип «насмотрелся и ушел — называется, нашел». Нет ничего плохого в том, чтобы съездить в Москву, Лондон, Питер и что-то там для себя скопировать. Но это надо делать с умом, решая свои задачи, а не московские. Поэтому главные вопросы, которые сейчас должны задать себе пензенские чиновники и предприниматели: каким должен быть город, чего в нем не хватает? Можно придумать и сделать что-то, чего не было раньше, — посоветовал эксперт.
Далее он привел такой пример: несколько лет назад в экономически депрессивном районе Севильи (Испания) хотели сделать многоуровневую парковку, но выяснилось, что капитальный объект в этом месте строить нельзя. Тогда решено было разместить там арт-объект, который сегодня туристы знают как Метрополь Парасоль. Это деревянная конструкция размером с футбольный стадион и высотой с пятиэтажный дом. Сверху она выглядит как гнутая губка в форме восьмерки. В подвале расположен музей, в одной из опор — ресторан, а на крыше — обзорная площадка.
— Дебаты по поводу целесообразности этого объекта были очень бурные, — отметил Желтов. — Но в итоге и городу, и бизнесу он оказался полезен: в район потянулись туристы, вокруг оживилась торговля, выросли в цене квартиры. А все потому, что такие проекты производят вау-эффект.
Кстати, практика показывает, что иногда даже строить ничего не надо — достаточно поменять подход. Пример Санкт-Петербурга ярко это доказывает: многие десятилетия город был пыльным и грязным. А к 300-летнему юбилею все постройки начали мыть и красить. В итоге город обрел цвет, заиграл. На вопрос Желтова о том, какие арт-объекты в Пензе производят вау-эффект, присутствующие ответили мгновенно: статуя Кентавра на Фонтанной площади и выкрашенный в красный цвет мост через Суру.
Что нужно Пензе
Владимир Мутовкин, глава города Пензы:— Я думаю, что нельзя забывать про духовное начало. Хочу привести такой пример: в 1947 году в разрушенном войной Волгограде начали строить планетарий. Уже тогда правители думали о духовном, интеллектуальном развитии населения. Да, у нас сейчас больше голова болит о дорогах и трубах, но образование и воспитание наших детей не менее важны.
Евгений Ромашкин, представитель банка «Открытие»:
— Мне кажется, нам пока не до вау-эффектов. В городе не хватает школ, и если есть деньги, лучше пустить их на создание современного учебного заведения. Для города это будет важнее, чем объект для красивого селфи. Образование — наиболее целесообразные инвестиции в будущее.
Александр Смирнов, депутат Пензенской городской думы:
— А может, стоит начать с инвентаризации городских пространств? В Пензе, например, есть такая точка притяжения, как зоопарк. Туда приезжают из других городов, а инфраструктура вокруг него совершенно не развита. Нет гостиницы, маршрутов, которые могли бы туристические потоки куда-то перенаправить. Надо привести в порядок то, что уже есть в городе, а потом уже строить что-то новое.
Александр Галкин, представитель РА «Белая ворона»:
— Мы можем строить школы, где станут учить будущих высококлассных специалистов. Но какой в этом смысл, если они не захотят остаться в Пензе, когда вырастут? Надо создать такие условия, чтобы молодежь не уезжала в другие города, где больше платят. Важно, чем будет наполнена жизнь. В Пензе сейчас не хватает творческих пространств, развлечений. Над этим надо работать.
Наталья Завьялова, руководитель регионального отделения Союза архитекторов России:
— Некоторые проблемы города и бизнеса может решить только власть. Нужны нормальные условия для местных и иногородних туристов. Например, в центре Пензы негде остановиться автобусу. Построили новый собор, а рядом нет общественных туалетов. Неправильно, что люди бегают по нужде в картинную галерею. А еще надо избавить, наконец, центр города от замшелых торговых павильонов, где торгуют шашлыками и т. п.