Государство национализирует порт Санкт-Петербурга
Для того, чтобы государство установило полный контроль над транспортной инфраструктурой, в частности, над портовыми мощностями, даже не нужно проводить принудительное изъятие объектов или же договариваться с собственниками об их выкупе. Достаточно просто покопаться в биографии владельцев инфраструктуры, где можно найти много чего интересного.
Порт Бронка
Так, на днях Никулинский суд города Москвы вынес вердикт по уголовному дело, которое касалось владельцев порта Бронка, располагающегося в Санкт-Петербурге. Не будем пересказывать суть этого дела, просто отметим, что группа бенефициаров порта (не видим даже смысла называть фамилии, все равно они ничего не скажут, кому интересно – можно найти в интернете) была замешана в многомиллиардных хищениях денежных средств. Дошло даже до того, что хищения осуществлялись при строительстве резиденции Президента. Украденные деньги пошли в капитал порта Бронка, который начал работу совсем недавно – в 2015 году.
Теперь же Никулинский суд города Москвы постановил, что Бронка будет национализирована: вся стопроцентная доля отойдет государству.
Однако данная ситуация интересна в контексте следующей истории. В последние месяцы началась дискуссия на предмет переноса портовых мощностей из Большого порта Санкт-Петербург в иные порты Балтийского бассейна. Обоснование весьма логично: порт в центре Северной столицы – уже пережиток прошлого. Сейчас мощности стараются выносить за пределы оживленного мегаполиса. Это касается и экологического вопроса, и более целесообразного использования земли.
В качестве возможных площадок переноса мощностей из Большого порта Санкт-Петербург заявляются Усть-Луга, Приморск и, даже, мурманская Лавна. Однако каждый из этих вариантов имеет свои недостатки. Так, в Усть-Луге есть ограничение по площади для строительства новых терминалов, для перевалки грузов в Приморске нужно делать крюк, что увеличивает стоимость логистики и может создать дефицит провозной способности. По Лавне история совсем невероятная. Дорога до Лавны понесет еще большие издержки.
И вот здесь Бронка, находящаяся на самой окраине Санкт-Петербурга, как раз может принять на себя часть мощностей из БПСПБ. Административно это Петербург, но фактически – уже нет.
Порт Бронка на карте:
К 2025 году Бронка сможет переваливать 25 млн тонн грузов. Основная специализация – контейнеры, перевозка которых растет значительными темпами. Особенно это актуально в контексте развития международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, одной из конечной точек которого является Санкт-Петербург. Рядом с портом совместно с РЖД строится один из крупнейших транспортно-логистических хабов. Плюс порт имеет сотни гектаров еще не застроенной земли, где, как раз, могут быть воздвигнуты мощности.
Таким образом, государство постепенно устанавливает контроль над важнейшей инфраструктурой. Здесь же помним историю с Владивостокским морским торговым портом (ВМТП), который ранее принадлежал братьям Магомедовым, ныне находящихся за решеткой, а теперь управляется госкомпанией «Росатом».
Консолидация портовой инфраструктуры идет медленными, но уверенными темпами. Все крупнейшие порты России уже находятся под контролем государства: Владивосток, Новороссийск, Усть-Луга и, теперь, Санкт-Петербург. Конечно, частники имеют возможность строить терминалы в государственных портах. В этом нет ничего страшного. Но, главное – чтобы критическая инфраструктура принадлежала государству.